Эпоха углеводородов кончилась, объявил на одном из правительственных совещаний Анатолий Чубайс, спецпредставитель президента по связям с международными организациями: «Человечество приняло решение отказаться от углеводородов. Это революция такого масштаба, которая сопоставима с Английской промышленной революцией, которую мы в школе учили, XVIII века». С этим высказыванием Чубайса в своей статье в «Независимой газете» спорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Проблема глобального потепления существует вне зависимости от признания или непризнания ее антропогенной природы. Но гораздо большая проблема, что во всех публичных проявлениях, ее касающихся, она крайне вульгаризирована, политизирована и монетизирована, пишет Делягин. И прежде всего, указывает он, это касается так называемого «климатического перехода», провозглашенного ЕС и активно поддержанного новой администрацией США.
Заявленные программой «климатические цели» недостижимы, утверждает Делягин, ни по срокам, ни по технологическим ограничениям, ни по финансовым ограничениям. Наглядно демонстрируют абсурдность происходящего набирающие популярность электромобили: по информации агентства Bloomberg спрос на никель, алюминий и железо увеличится при объявленных целях к 2030 году в 13-14 раз, спрос на литий, графит и сырье, связанное с аккумуляторами, в 9-10 раз! То есть итогом тотальной электромобилизации должен стать рост добычи ископаемого сырья на порядки. Переход на эксплуатацию исключительно электромобилей в одной Великобритании потребует роста электрогенерации на 10%. И это при нерешенной проблеме утилизации всего, что связано с аккумуляторами, при необходимости огромных мощностей хранения для «зеленой энергии» и т.д. На сегодняшний момент вся зеленая энергетика субсидируется и требует, как показал уже имеющийся негативный опыт, дублирования. И ту, и другую функцию сегодня выполняет традиционная энергетика. Что колоссальным образом увеличивает нагрузку на углеводородную генерацию и с точки достижения целей декарбонизации является абсурдом, констатирует эксперт.
Идея борьбы с потеплением с неизбежностью выродилась в политический и финансовый инструмент глобальной конкуренции. Запад, обращает внимание Делягин, объявляет себя белым и пушистым, а остальное человечество в разной степени – чумазым. Досадно, но похоже, мы – Россия - в своей «климатической» повестке вступили именно на этот путь.
При этом на сегодняшний день не существует технологий, которые могли бы сделать заявленный климатический переход не только экономически эффективным, но и просто практически исполнимым. И наконец, существует еще одно препятствие, делающее недостижимыми не только объявленные «гуманитарные» цели, но и, по всей видимости, задачу очередного сверхобдирания чумазой части человечества. Средства необходимые для достижения параметров предполагалось добыть ставшим в последнее время традиционным методом – масштабной эмиссии. Но неожиданно открывшееся обстоятельство – набирающая силу инфляция – ставит на этом пути непреодолимое препятствие. Сочетание беспрецедентного долгового кризиса и неконтролируемой инфляции не предполагает даже возможности выбора: обвал начнется как в случае отказа от «денежного смягчения», так и в случае продолжения – от самой инфляции. «То есть строгать дальше деньги в долг больше не удастся! А нет денег – нет и вожделенных "зеленых" радостей», – пишет Делягин.
У России, так уж исторически сложилось, есть уникальные ресурсы и природные предпосылки стать спасителем человечества от климатической катастрофы. Мы и на сегодня являемся нетто поглотителем углеродной эмиссии. Для этого необходимы действительно прорывные исследования факторов влияния на климат, эффективные и экономически не абсурдные вложения в сокращение и предотвращение наиболее опасных для климатического равновесия выбросов. «И прекращение бессмысленной и беспрецедентной травли традиционной энергетики, единственной способной дать человечеству необходимый ресурс управления климатом», – пишет Делягин.
В этом контексте у эксперта вызывает недоумение, что люди, назначенные защищать интересы России на этом важнейшем направлении, разделяют вышесказанное целеполагание. «При всём уважении Анатолий Чубайс, по факту, никак не является представителем России в международных организациях, включая климатические. Скорее его можно считать спецпредставителем некоторых "международных" организаций в России. Что также полезно при правильном понимании функционала… Главное следить за руками», – резюмирует Делягин.