30 ОКТЯБРЯ 1999 г.
ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
ПОЗИЦИЯ ОБЩЕСТВА «МЕМОРИАЛ»
1. Реабилитация. Ее новый этап длится 10 лет. Количественные итоги неизвестны. Не было публичного отчета Прокуратуры и МВД. Сколько сделано? Сколько осталось? Проводят ли эти органы реабилитацию инициативно (подряд поднимая с полок все дела) или только по заявлениям граждан?
2. Закон «о реабилитации жертв» не совершенствуется. Все поправки систематически блокируются думским большинством v коммунистами и их союзниками, а также жириновцами. Прокуратура протестует против признания детей расстрелянных жертвами.
3. Положение бывших узников. Льготы, положенные по закону, во многих регионах не предоставляются.
4. Компенсации за утраченное имущество и за годы лагерей. За дом и все хозяйство, в случае наличия документов, можно добиться максимальной компенсации в 100 минимальных зарплат (как правило, в два-три раза меньше). Но и эти деньги получить практически невозможно. Например, в бюджете 1998 г. строка на эти нужды была демонстративно (и оскорбительно для бывших жертв) урезана. Компенсации за проведенные в лагерях годы абсурдны v 3/4 минимальной зарплаты за месяц лагерей и тюрем. Значит, за 5 лет Колымы - меньше 4 тысяч рублей.
5. Книги Памяти издаются только в 35 регионах России. Всего в них на сегодня 291 тысяча имен расстрелянных и приговоренных к лагерям и ссылкам. В таком темпе работа будет закончена к середине XXII века. А если восстанавливать все имена депортированных (коллективизация, война и т.д.) - работы еще на три столетия. Между тем, в Эстонии и Латвии вся работа уже почти закончена.
6. Установление мест захоронений казненных и умерших в лагерях. В России установлено только 20%-30% мест массовых захоронений расстрелянных. Вовсе неизвестны - в подавляющем большинстве - места лагерных кладбищ.
7. Доступ к архивным документам о репрессиях. В августе 1991 года был издан Указ Президента о передаче материалов из архивов КГБ на хранение в государственные архивы, однако только в считанных регионах часть материалов была действительно передана на государственное хранение. В целом, архивы остались внутри спецслужб и на сегодняшний день почти недоступны. Все документы о репрессиях были засекречены. В апреле 1992 года был издан указ Президента об их рассекречивании. Но за семь лет после Указа рассекречена лишь крайне незначительная часть. В результате невозможны серьезные исследования и работа над списками жертв и поиск мест захоронений.
8. Памятники жертвам репрессий. Памятные знаки установлены только на обнаруженных местах массовых захоронений. Памятников в городах почти нет. Закладные камни на их месте - напоминание об иллюзиях конца 1980-х v начала 1990-х гг.
9. Музеи. В подавляющем большинстве местных исторических и краеведческих музеев не появилось разделов, посвященных теме репрессий и Гулага. В итоге из посещения краеведческих музеев наши сограждане, в первую очередь школьники, ничего не могут вынести для понимания трагического прошлого.
10. В школьных учебниках история террора занимает ничтожное место. Во многих учебниках она отсутствует. Обычно террор там объясняется на уровне 1956-го года v сталинским стремлением к единоличной власти. Не издаются ни методические, ни наглядные пособия.
В целом власть не занимается проблемами тоталитарного прошлого. Никакой государственной или государственно-общественной программы в этом направлении не создано. Во многих случаях власть даже противодействует работе с прошлым. Основное в этой сфере осуществлено или непосредственно общественными организациями или властью под прямым давлением общественных организаций. При этом во всей Российской Федерации только в нескольких регионах власть оказывает хотя бы минимальную поддержку общественным организациям, занимающимся темой исторической памяти о трагических страницах отечественного прошлого.
Что делает «Мемориал» по этим направлениям:
- организует правовую защиту бывших жертв почти во всех городах, где действуют организации «Мемориала» (в России v 65);
- старается содействовать совершенствованию Закона о реабилитации;
- работает с муниципальными органами для организации социальной помощи бывшим жертвам;
- помогает бывшим жертвам в организации судебной защиты их прав;
- занимается исследовательской работой в архивах, готовит и издает базовые справочные пособия (издан фундаментальный справочник по ГУЛАГу, через месяц выйдет из печати биографический справочник по руководящему составу НКВД, на подходе биографический справочник «Политзаключенные послесталинской эпохи» - около 2000 биографических справок и т.д.);
- создал общедоступный архив по истории репрессий и сопротивления тоталитарному режиму, создает лагерь-музей в Пермской области, продолжает сбор музейных материалов для выставок «Искусство в Гулаге» и др.;
- инициирует создание «Книг Памяти» в регионах, участвует в работе над ними;
- создает единую общероссийскую Книгу Памяти и базу данных жертв репрессий;
- работает со студентами (ежегодные стипендии для студентов, занимающихся проблемами тоталитаризма);
- работает со школьниками v проводится общероссийский конкурс школьных исследовательских работ «Человек в истории ХХ века»;
- и многое другое.