Интрига последних нескольких месяцев разрешилась – губернатор Свердловской области Эдуард Россель отставлен со своего поста, на его место назначен федерал Александр Мишарин. Полуофициально Россель пострадал за кризис – область с ее металлургическими предприятиями очень остро переживает спад промпроизводства и строительства. Однако другим губернаторам-старожилам беспокоиться пока не о чем. Ведь в широком смысле кадровая политика президента Медведева, впрочем, не вполне ясна – в ней полно противоречий, заявленных, но нереализованных инициатив.
Интрига, оставят ли губернатора Росселя на его посту сохранялась до самого последнего момента и даже после этого момента наступления. 21 ноября у губернатора истекал срок полномочий. По согласованию с администрацией президента единороссы внесли губернатора в шорт-лист кандидатов в губернаторы региона еще в августе. А далее президент со своей администрацией взяли длинную паузу. Президент должен был внести нового губернатора в Законодательное собрание области за 14 дней до истечения срока полномочий Эдуарда Росселя. Однако ни 7 ноября, ни даже в понедельник о внесении не было объявлено («Ведомостям» анонимный источник в администрации пообещал внесение Мишарина в понедельник 9 ноября). «Депутат Областной Думы единоросс Владимир Машков, просивший набрать его «в начале пятого» и обещавший огласить волю президента, сейчас звонки сбрасывает», - писал один из уральских сайтов около пяти вечера.
Только 10 ноября к вечеру стало известно, что Дмитрий Медведев внес кандидатуру директора правительственного департамента промышленности и инфраструктуры Александра Мишарина, до мая этого года занимавшего пост замглавы Минтранса. Для Мишарина Свердловская область – не чужая. Он родился в Свердловске, а в начале 2000-х руководил Свердловской железной дорогой. Однако сам факт медлительности федерального центра свидетельствует о том, что вопрос об отставке Росселя решился в самый последний момент. «Общий тренд кадровой политики Медведева в течение последних лет, когда стремятся найти человека, с одной стороны, не связанного с нынешней элитой, символизирующего перемены, а с другой стороны, имеющего к региону косвенное отношение, в нем когда-то работавшего или связанного с базовой для региона отраслью. По такому принципу в течение последних лет был подобран целый ряд губернаторов. Можно вспомнить ситуацию с Евкуровым, который не работал в Ингушетии, но ингуш по национальности, или с Эбзеевым, который никогда не жил в Карачаево-Черкесии, но карачаевец, или с Белых, который не из Кировской области, но из соседнего региона», - считает политолог Александр Кынев.
В Кремле сомневались, сможет ли ставленник федерального центра удержать местные элиты от склоки. Не было ли назначение Мишарина ошибочным шагом, станет ясно после консультаций последнего с областными элитами. Немаловажным фактором для нового губернатора станет и отношение к нему и неформальных элит. В ходе согласований Кремль также стремился лишить областной ЗакС и прочих заинтересованных лиц временного лага для политического маневра или торговли. В Екатеринбурге отставки Росселя хотели очень немногие. «В случае с Росселем было понятно, что региональные информационные ресурсы, свердловские политики публично выступали за губернатора. Это вполне объяснимо. В данном случае это было несомненным элементом кампании в его поддержку», - говорит Кынев. Однако спикер Госдумы Борис Грызлов уже выразил уверенность, что депутаты законодательного собрания Свердловской области поддержат предложение президента РФ о наделении полномочиями губернатора Александра Мишарина. То есть Грызлов – политик крайне осторожный – в курсе того, что непростые переговоры удались.
В случае с Росселем формальной причиной для отставки могла стать инициатива Дмитрия Медведева, согласно которой губернаторы лично отвечают за социально-экономические успехи региона и безработицу. Губернаторы должны лично отвечать за то, что в регионах не справляются с безработицей и вовремя не выплачивают людям зарплату, заявил в середине июля президент и пригрозил, что, если эти проблемы не будут решены, он будет увольнять губернаторов. Также он назвал ненормальной ситуацию, когда «этими процессами занимаются сверху, из Москвы». Как мы отмечали тогда, снимать губернаторов будут не за безработицу, но будут ею прикрывать желание провести ротацию в том или ином регионе. И первой на ум приходила именно Свердловская область (см. подробнее "Охота к перемене губернаторов"). Ситуация в Сведловской области и впрямь была аховая: после начала кризиса основная для региона металлургическая отрасль «просела» процентов на 30, что сильно ударило по бюджету области. В 2009 году поступления налога на прибыль в бюджет сократились в 3 раза, отмечал Россель в июле. Ситуацию усугублял возврат переплаты налога на прибыль предприятиям.
По сути же Дмитрий Медведев сделал серьезную заявку – за время его президентства Россель стал первым губернатором-тяжеловесом, которого убрал президент. Медведев уже провел несколько отставок губернаторов - в Кировской, Мурманской, Воронежской и других областях. Где-то (как в Мурманске) губернатор ввязался в серьезный конфликт с местными элитами, губернатора Воронежа вообще (по крайней мере, складывалось именно такое впечатление) убрали, чтобы освободить место под экс-министра сельского хозяйства Гордеева, которого, в свою очередь, очень хотели снять с министерского поста. Однако губернаторов «первого уровня» Дмитрий Медведев снимал лишь однажды – это был хабаровский губернатор Ишаев. Однако Ишаева назначили на непростой участок – по требованию губернатора Приморья Дарькина тогда сняли полпреда президента Олега Сафонова и на позицию полпреда требовался крайне авторитетный, в том числе и в Приморье, человек. К тому же, де-факто Ишаев остался влиятельнейшим политиком в Хабаровском крае, а на его место сел его человек. В Свердловской области ситуация иная.
Россель давно вызывал недовольство кремлевской администрации. Скажем, во время «бунта поволжских губернаторов» (в 2008 году главы Татарстана и Башкирии поочередно высказались за возвращение губернаторских выборов), атакуемый из Москвы Россель, о скорой отставке которого тогда было много слухов в федеральном медиа-поле, высказался в духе «не за назначение губернаторов, но и не против». Такие заявления на политическом языке означают, что Россель вослед за Шаймиевым и Рахимовым пригрозил Москве фрондой. И не прогадал, ибо тронуть его тогда не решились (см. Губернатор Россель занял центристские позиции между "поволжскими бунтарями" и "кремлевскими апологетами").
«По Астраханской и Курганской областям президент уже согласился с внесенным списком, но кого он выберет – тоже остается загадкой», - отмечает Александр Кынев. «Тот факт, что был назначен Мишарин, а не Россель, теперь, когда в аналогичных списках в списках претендентов есть человек со стороны, несомненно, приведет к тому, что риск смены губернаторов именно в регионах, где список губернаторов составлен таким образом, будет оцениваться как более высокий», - полагает политолог. Впрочем, сложно сказать, судьбоносная ли отставка «политического тяжеловеса» для его коллег – пока сидят в своих креслах Юрий Лужков, главы Татарстана и Башкирии Шаймиев и Рахимов, есть основания полагать, что будут переназначены Филипенко (Ханты-Мансийский автономный округ) и Неелов (Ямало-ненецкий АО), прочны позиции Кемеровского губернатора Тулеева. Да и наличие более чем серьезных претензий у федерального центра к главам Москвы Юрию Лужкову, Татарстана Минтимеру Шаймиеву и Башкирии Муртазе Рахимову пока не вылились в отставку. Хотя в случае с Рахимовым, говорят, это вскоре произойдет.
Отсутствие общей схемы работы с регионами у Кремля выливается в эксцессы подобные «чеченским» по результату выборам в Мосгордуму. Другой проблемой становится само снятие губернатора – заточенные под губернатора местные бюрократы и бизнесмены обычно выступают, скорее, против смены. В Москве же хорошо понимают, что любой ставленник будет восприниматься как потенциальный объект для атаки. И становятся сильно ограниченными в выборе кандидатур либо ставленник предыдущего губернатора, либо очень сильный федеральный политик, с выходом на первых лиц. Таким, например, является недавно назначенный губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, к тому же он отработал сенатором от Иркутска более 6 лет. Сильные федеральные политики – товар штучный, к тому же они (как например глава президентской администрации Сергей Нарышкин или бывший помощник президента Виктор Иванов) не очень стремятся занять кресла губернаторов даже самых богатых регионов (например, Москвы). Поэтому и губернатор Подмосковья Громов, об отставке которого не говорит только ленивый, имеет все шансы возглавлять область вплоть до окончания своих полномочий, а если удастся, то дальше.
Именно из-за отсутствия четких критериев оценки работы региональных лидеров и появляется проблема «короткой скамейки запасных», о которой говорил Дмитрий Медведев в самом начале своего президентства. На совещании по формированию резерва управленческих кадров в июле 2008 года глава государства заявил о существующем кадровом голоде. "Это касается и руководителей регионов", - отметил он (см. Кремлю неоткуда взять новых губернаторов). С тех пор была опубликована первая сотня президентской «кадровой тысячи», но ее практически не пользовались – лишь назначенный губернатором Андрей Турчак туда входил. В целом же кадровая политика федерального центра остается ситуативной и работает в «ручном режиме». Что создает дополнительные риски: как управленческие и организационные, так и чисто коррупционные.