будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ВЦИОМ Минпросвещения гаджеты образование смартфоны школа Ольга Васильева
Июль 15, 2025
Страна
Комков Сергей

Дети без смартфонов

Дети без смартфонов
children-1931189_1280
Дети со смартфоном. Источник: pixabay.com

Большинство россиян поддерживают идею введения запрета на использование смартфонов учащимися в школах, показал опрос ВЦИОМ проведенный 7 сентября 2018 года. Ранее об этой идее говорила глава Минпросвещения Ольга Васильева. 

83% участников опроса ВЦИОМ отметили, что использование смартфонов школьниками мешает тем сосредоточиться на учебе. 81% опрошенных посчитали, что смартфоны следует запретить, еще 17% придерживаются мнения, что запрет не изменит ситуации существенным образом.

Как показал опрос, наиболее активно идею запрета на использование школьниками на переменах (или даже на уроках) личных гаджетов такого сорта поддерживали те родители, дети которых и не имели смартфонов. В то же время родители, чьи дети пользовались такими устройствами, иногда смотрели на их применение в школе сквозь пальцы, установили социологи.

 
Ольга Васильева
Кардашов Антон/АГН "Москва"

«Инициатива ограничить использование телефонов школьниками на уроках поддерживается респондентами всех возрастов и рассматривается ими не как вторжение в личное пространство детей, а как способ повысить их концентрацию на учебном процессе», – приводит слова генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова информационное агентство ТАСС.

Опрос проводился среди россиян старше 18 лет методом телефонного интервью по случайной выборке 1600 респондентов.

Между тем саму идею министр просвещения Ольга Васильева высказывала еще в августе 2018 года, напоминает информационное агентство «Интерфакс». «Думаю, рано или поздно мы придем к такому же, что и французский, варианту», – заявила она, ссылаясь на действующий во Франции закон, запрещающий учащимся до девятого класса пользоваться своими смартфонами и другими личными электронными устройствами в школе.

 
Сергей Комков

О том, какова наиболее распространенная мировая практика в этом вопросе и почему, а также о том, следует ли России двигаться в том же направлении, с «Полит.ру» поговорил Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования, академик Международной академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор.

«Мировая европейская практика в этом плане уже совершенно установилась. В подавляющем большинстве школьных учебных заведений Европы категорически запрещено использование смартфонов. Об этом предупреждены все родители, и при входе в школу смартфоны изымаются, если дети с ними пришли. Есть даже специальная камера хранения или комната, куда гаждеты складываются, поскольку в школах детям обеспечена и необходимая медицинская помощь, и система оповещения существует – если что-то с ребенком произойдет, он сработает.

Высказывались мнения, что ребенку нужен смартфон на случай, если что-то случится – чтобы он мог немедленно связаться с родителями и сообщить о происшедшем. Но для этого в школе есть специальная служба, которая в случае нужды немедленно оповестит родителей и всех, кого нужно, а также вызовет врача или иную соответствующую службу. Школы за это отвечают перед законом. А все личные гаждеты изымаются и кладутся в специальное хранилище.

Но практика показывает, что дети с ними зачастую даже уже не  берут их в школу – их уже приучили к тому, что когда они идут в школу, в их школьных портфелях и сумках должны быть только школьные принадлежности, тетради-ручки-пенал – словом, все, что нужно для учебы. Если же для нее нужны какие-то электронные приспособления, планшеты, компьютеры, то все это имеется в школе.

 
Занятия в «Московской электронной школе»
Никеричев Андрей/АГН "Москва"

Там есть соответствующим образом оборудованные специальные кабинеты: когда ребенку нужны занятия с использованием электроники, компьютерной техники, он переходит в такой кабинет – или же в обычном кабинете во время занятия ему выдают нужную технику, и он пользуется ею под присмотром педагога должным образом, ничего лишнего не делая с этими, к примеру, планшетами. Туда введена проверенная программа; никакой «чернухи» или каких-то гадостей там быть не может – за все это отвечает администрация школы.

В Европе давно уже поняли, что применение учащимся личных гаджетов может сыграть серьезную роль в том, чтобы, с одной стороны, воздействовать на психику ребенка за счет дополнительной и зачастую отнюдь не нейтральной информации; а с другой стороны, это отвлекает его внимание от основного занятия, для которого он пришел в школу – от нормальной учебы.

 
Школа в Европе
pixabay.com

Поэтому идею и в России запретить смартфоны в школе я считают совершенно правильной. Никаких собственных смартфонов, никаких индивидуальных планшетов, непонятно чем и как загруженных, у ребенка при приходе в школу не должно быть. Все должно делаться под контролем педагогического коллектива. И надо вести работу с родителями, которые до сих пор не понимают ситуации. Надо дать им понять, что, отстаивая идею безвредности или полезности личных смартфонов в школе, они своему ребенку оказывают медвежью услугу.

Нужно ознакомить их с отработанным и опробированным на практике международным опытом. Ведь даже американцы, которые первоначально пошли по пути сохранения смартфонов у школьников, и то в целом ряде штатов отказались от этого. В ряде штатов – потому что в США каждый штат принимает свои законы по различным направлениям деятельности, в том числе в области образования. Так вот, еще лет 7-8 назад, около 2010 года несколько штатов приняли очень жесткие законы, запрещавшие вхождение учеников на территорию школы с личными смартфонами.

Так что ничего странного или неестественного в позиции глава Минпросвещения нет. Мы в этом вопросе идем немного с опозданием (как всегда), но правильным путем. Это нормально – оградить детей от излишней нервной перегрузки. Потому что смартфон в кармане – дополнительное искушение, повод для беспокойства и отвлечения, способ отключить свое сознание от учебного и воспитательного процесса. Это ненужная игрушка, которая мешает в овладении школьной учебной программой. Абсолютно ничего полезного в этой ситуации она не дает – никакой гарантии безопасности и так далее. Напротив, этот гаджет может стать дополнительной угрозой для психики ребенка.

 
Школьные принадлежности
Зыков Кирилл/АГН "Москва"

Следует ли в колледжах тоже придерживаться такой же тактики? Конечно. Колледж в России – это некое подобие среднего специального учебного заведения. Во многих специальных учебных заведениях такого рода в Европе действуют еще более жесткие правила в этом отношении. Во многих колледжах и училищах европейских стран (в частности, в Чехии) правила в этом отношении даже очень суровы: там никого не обыскивают на входе и не пропускают через анализаторы, но запрет очень тверд. И если на первый раз за нарушение ученик получит предупреждение, на второй – серьезное предупреждение, то на третий раз его просто выгонят, и он будешь лишен возможности дальше получать профессиональное образование.

С учетом того, что там оно бесплатное и качественное, по своей глупости вылететь оттуда с треском из-за того, что не выполняешь правила внутреннего распорядка, учащиеся не хотят. Так что они сами решают  - или оставляют свои гаджеты дома, или отключают и прячут подальше и не используют во время учебных занятий», – сказал Сергей Комков.

Комков Сергей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).