Несмотря на разрозненность оппозиции и конфликты в КС, массовые протестные акции в России не только продолжаются, но даже развиваются, приобретая новые формы. Так власти Санкт-Петербурга впервые в истории отечественного протеста вынудили выйти на улицу детей. Не исключено, что следующей ступенькой станут инвалиды-колясочники и пациенты психоневрологических диспансеров.
27 апреля в Санкт-Петербурге на Марсовом поле прошел коллективный пикет, на который впервые в истории вышли маленькие дети. Несколько десятков детей. Их привели за руку и привезли в колясках многодетные мамы, которые в результате изящного решения Жилищного комитета Санкт-Петербурга неожиданно потеряли право на получение обещанного ранее жилья.
Несколько десятков человек в течение нескольких часов стояли на Марсовом поле. Дети держали плакаты: «Я хочу жить в квартире с ванной и горячей водой» и «Хочу свой дом».
Дети оказались на площади потому, что согласно жилищному плану Северной столицы на 2013 год многодетные семьи, имеющие не более трех детей, не могут больше получить жилье. То есть могут, но только если она встали на учет до 1 апреля 2011. Фактически, те семьи, что не вовремя встали на учет, вдруг перестали быть многодетными. Иначе говоря, многодетность жилищный комитет Санкт-Петербурга определят через дату учета, а не через количество детей в семье.
Зато им предложили расширенную квоту коммерческого найма, воспользовавшись которым право на получение своего жилья семья впоследствии теряет в принципе. То есть навсегда. «Спасибо родному городу», - горько иронизировала в беседе с корреспондентом «Полит.ру» организатор пикета Юлия Шелопугина.
Такая остроумная социальная инженерия просто выгнала детишек и их мам на площадь. Перед этим мамы и вместе, и по отдельности посылали письма и обращения в жилищный комитет. Они просили им объяснить, каким образом многодетность вдруг чудесно преобразилось в одном отдельно взятом городе. В культурной, кстати говоря, столице. Надо ли говорить, что никаких объяснений многодетные мамы не получили, если не считать таковыми стандартные бюрократические отписки.
Казалось бы, мало ли кто против кого протестует. Ну, выгонят очередную многодетную семью на питерскую промозглую улицу из студенческого общежития (где, собственно, и появляются зачастую такие семьи), ну будут родители оплачивать жилье втридорога, вырывая эти деньги из семейного бюджета, то есть из денег на еду, одежду, образование, медицину и отдых. Мало ли несчастных у нас? Достаточно.
Да и власти города, в определенном смысле, понять можно. У нас замедление экономического роста в стране. Да не просто замедление, а с самыми что ни на есть мрачными перспективами. Бюджеты областей везде с огромными дырами, не только в городе на Неве. Вот и пытается власть извернуться, как может, в условиях дефицита, снижая, что, кстати, предсказывалось, расходы на социалку.
Но вот дети… Детей на площадях у нас еще не было. Да, они пришли требовать не отмены выборов, не свободы для узников Болотной. Их выгнала улицу обычная уже для всех несправедливость и равнодушие тех, кто, по идее, должен делать нашу жизнь лучше. Они не знают, что делать дальше, и выходят на улицу, давая протесту новый, беспрецедентный поворот. Они, наше потомство, становятся потомством протеста.
Это крайне важный маркер. Факт появления на улице детей с обвинениями власти на плакатах, что, в общем, раньше было немыслимо, говорит: подождите немного, и те, самые уязвимые социальные группы, которые считали свою лояльность власти залогом минимальной с ее стороны заботы, и те уже отчаялись или вот-вот сделают это.
О ком идет речь? О, тут далеко ходить не надо. Так, например, новый закон «Об образовании» упраздняет, в частности, спецшколы для всех (!) детей с отклонениями и ограниченными возможностями. Теперь они должны учиться вместе с обычными детьми, потому что, якобы, это должно помочь им лучше входить в социум. Слепые и глухие, парализованные и умственно отсталые. Все они теперь пойдут в обычную школу, как пояснил как-то один педагог, «учить остальных милосердию и понимаю».
Если не углубляться в эту тему, касаясь только детей с отставанием в развитии, то есть всех детей с дебильностью, имбецильностью, реже с идиотией, мальчики и девочки с синдромами Дауна, Вильямса, Ангельмана, с аутизмом… Всех их вырвали из существовавшей ранее системы – школа-интернат – комплекс профессионального обучения – работа. Схема разрушается в данный момент. Эти люди, несмотря на свой недуг, имели шанс получить профессию, работать каким-нибудь сапожником или парикмахером, зарабатывать деньги на себя. В итоге они по-настоящему окажутся выброшены из жизни. А забота о них навсегда ляжет на плечи государства. Но, главное, мы увидим их на улицах. Просто потому, что за ними больше не будет присматривать профессиональный коллектив. Это случится скоро само по себе, если раньше, конечно, педагоги, чьи сформированные годами коллективы будут распущены вскоре, не приведут их на митинг. Куда-нибудь на Болотную или Чистые пруды. Повод у них есть, и настроение, по сведениям «Полит.ру», уже созрело.
Что же до остальных инвалидов, которые сейчас оказались безнадежно уязвимы перед мошенниками, неприступными для правоохранительных органов по причине тотальной коррупции, то достаточно посмотреть в интернет. Их выселяют. У них ничего нет. Кроме недвижимости, которая с каждым днем только дорожает. Они - лакомый кусок. Достаточно ввести в поисковике «выселяют инвалидов», и можно увидеть, что новости об этом проходят чуть ли не каждый день.
Когда их станет столько, чтобы заполнить Площадь Революции? Видимо, скоро. И сигнал уже дан. Есть даже какая-то ирония в том, что это сделали дети. Сами они и их мамы теперь уже с площадей никуда не денутся. 9 мая, например, в Волгограде, у Мамаева Кургана, стартовала голодовка многодетных. Представители 34 многодетных семей вышли голодать с плакатами: «Воевали, чтобы наши дети жили на улицах?» и «Отступать некуда – за нами дети». Движение протеста многодетных набирает силу в Твери, Ярославле, Татарстане. Еще одна акция прошла 19 мая. Снова в Санкт-Петербурге, на этот раз - на Малой Садовой улице.
Когда они дойдут до Москвы? 1 июня. Да, в День защиты детей. Это будет митинг тех, кому не дали квартиры, землю (закон о выделении участков многодетным практически не исполняется). Где он пройдет, пока не ясно, разрешение еще оформляется. Но многодетных семей только в столице - около 100 тысяч.
Многие эксперты еще зимой объявили, что протест погас. Что Болотная уже не та, люди не верят лидерам протеста, волна пошла на спад. Возможно. Но, кажется, поднимается новая волна. Волна протеста социального. Протеста неполитического, протеста людей, которым все равно, кто сидит в Кремле, лишь бы у них все было хорошо. Протеста, основанного не на сочувствии к незнакомым (что, конечно, печально) большинству политзаключенным, а на реальном ощущении, что исчерпаны все прочие средства отстоять даже собственную бедность, средства не сменить ее на нищету.
Так уж вышло, что политическая деятельность у нас четко смещена в сферу досуга. Митинги, пикеты и шествия проходят по выходным – людям, помимо борьбы за свои права (что логично), надо еще и работать. Но лето – традиционно время досуга, посмотрим. Оно только начинается.