будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
медицина
Июль 12, 2025
Страна

Диагноз медицинской реформы: cостояние тяжелое

Диагноз медицинской реформы: cостояние тяжелое
innn27

15 января правительство на своем заседании рассмотрело проект закона об обязательном медицинском страховании (ОМС) и решило не возвращать его на доработку в министерства и ведомства. Сценария, которого вчера опасался замминистра экономразвития Михаил Дмитриев, удалось избежать. Это значит, что в 2005 году закон, скорее всего, вступит в силу в некоторых регионах, а с 2008 года – по всей стране.

Однако, судя по срокам реформы, до существенной реорганизации сферы здравоохранения еще далеко. То ли по причине отсутствия проекта и квалификации для создания новой системы здравоохранения, то ли по причине социальных и политических рисков, которые сейчас планируют как раз до 2008 года.

В содержательной части реорганизации сферы есть ряд здравых идей, нашедших в той или иной степени отражение в обсуждавшемся сегодня в правительстве законопроекте.

Главное в нем – это схема финансирования медицины, при которой деньги следуют за пациентом. То есть поликлиники и больницы могут оказаться в ситуации конкуренции за пациентов, если управление сферой будет разумно организовано.

Насколько я понимаю, эта, из общих либеральных соображений правильная идея, имеет в своем источнике разработки Института экономики переходного периода (Е. Гайдар). То есть идейно-реформистская среда в целом остается прежней. Однако, когда мы имеем дело со столь сложным объектом, как сфера здравоохранения, совершенно точно известно, что рыночными финансовыми схемами тут не пройти. С кем, например, будет конкурировать районная больница? И вообще, отдельные медицинские услуги могут существовать в рынке, но система здравоохранения в стране может существовать только как общегосударственный проект.

И правительство в целом, и тем более МЭРТ, по всей видимости, вполне грамотно анализируют ситуацию. Так Михаил Касьянов сегодня заявил, что финансировать нужно не койко-места, а услуги. Не поспоришь. Однако из этого прямо не следует управленческая схема.

В Канаде, например, государственный сектор медицины устроен почти по-советски только лучше: специальные управляющие органы на местах имеют полномочия распределять заказы на оказание услуг населению по своему разумению. Причем они стимулированы центральным правительством к тому, чтобы повышать качество и количество услуг внутри ограниченного бюджета. С другой стороны, они контролируются общественным советом, который может всерьез не рекомендовать закрывать ту или иную больницу, даже если ее работа экономически не оправдана. Например, если населению очень нужна больница именно в этом месте.

Советская система, кстати, для своего времени была достаточно прогрессивна, потому что это был общегосударственный проект. Причем он был именно системой здравоохранения и был точно встроен в модель экономики. Главное - он решал общегосударственную задачу: поддержание рабочей силы в трудоспособном состоянии. Ни современная разложившаяся система, ни отдельные экономические схемы не решают задачи общественного здоровья. Каждый лечится как может. Такие системы в современном мире уже жуткий анахронизм.

Михаил Дмитриев обсуждает законопроект об обязательном медицинском страховании тоже как только малую часть необходимых изменений. В частности, на вчерашнем брифинге замминистра экономразвтия говорил о “реорганизации сети медучреждений”. Хотя, кажется, более разумно обсуждать не реорганизацию сети, а реорганизацию управления сетью медучреждений. Причем, под задачи страны и под деньги, которые общество готово платить за здоровье.

Что касается денег – есть ощущение, что разумнее нефтедоллары пускать на социальную сферу, а не на войну или в госрезерв. Разумно для тех, перед кем задача общественного здоровья вообще стоит.

Пока правительство обсуждает, на наш взгляд, в общем-то, мелочи, которые не сыграют в любом случае без масштабного проекта российской медицины. Например, спорят о том, должны ли страховщики в системе обязательного медицинского страхования быть обычными страховщиками или особенными – с правом заниматься только данным видом деятельности. То есть для страховых компаний это важно, для общества в целом – нет, если не обсуждать при этом систему управления сферой.

Еще один спорный вопрос между Минфином и МЭРТом о том, можно ли позволить гражданам выходить из системы обязательного медицинского страхования и соответственно не платить часть единого социального налога. Вопрос неактуальный в виду состояния нашей налоговой системы и косвенного отношения к ней граждан. А на будущее – в Германии, например, позволяют выходить из государственной системы медицины только очень богатым людям. Если беспокоиться об общественном здоровье, то это – правильно, а если спасение утопающих дело самих утопающих – то как хотите.

Пока у чиновников нет ответа даже на простые вопросы: как и кто будет определять цену медицинских услуг и на какой список услуг хватит бюджета государственной системы медицины. А это уже – тяжкий диагноз состояния реформы.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).