будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 11, 2025
Страна

«Диомидика» против Кирилла

«Диомидика» против Кирилла
mk

Скандал с «мятежным епископом» Чукотки Диомидом не утихает. Этот странный деятель вчера проклял патриарха Алексия Второго. Церковь ответила симметрично, заявив, что Диомид не справлялся с миссионерской работой и вообще «нехороший пастырь». Некоторые горячие головы полагают, что Диомида попросту используют в качестве жупела – вот вам «православный фундаментализм». Другие же видят за выступлениями Диомида атаку на Митрополита Кирилла. Его многие считают человеком «номер 2» в РПЦ и пророчат ему в будущем патриаршество.

В Русской православной церкви считают, что за восемь лет управления Чукотской епархией епископ Диомид "не смог создать нормальных условий для духовной жизни верующих". "Доказательством тому служат пустые храмы и мизерное количество подписей под обращениями в защиту бывшего управляющего епархией", - рассказал изданию "Интерфакс-Религия" иеромонах Агафангел (Белых), и.о. настоятеля храма Преображения Господня в Анадыре, где прежде служил владыка Диомид.

Так это или нет, но РПЦ, безусловно, придется реагировать на возмутительное поведение бывшего епископа Чукотки Диомида. Вчера на одном из «околоцерковных» интернет-сайтов появилось очередное обращение за подписью опального священника, которое в патриархии назвали «безумием и нонсенсом». Диомид предал анафеме Патриарха Алексия II и главу Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Кирилла, а также предшественника владыки Кирилла на посту главы ОВЦС - митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Кроме того, отлучили авторы текста «и всех их предшественников, участвовавших в антимонархическом февральском бунте 1917 года и всех вместе с ними помышляющих».

Епископ Диомид критикует РПЦ с 2007 года. Письма и обращения Диомида активно распространяются через Интернет. В них он призывал РПЦ к отказу от диалога с другими конфессиями и «антинародной» властью, к возвращению монархии, отказу от ИНН и паспортов нового образца, а также к запрету мобильной связи. Интересно, что почти все обращения распространяются через Интернет и его Диомид не предлагает запрещать. 

Епископ Диомид не приехал на последний Архиерейский собор, сославшись на недомогание (застудил нерв). По каноническим правилам нельзя судить и подвергать церковным наказаниям иерарха заочно, в его отсутствие. Однако участники Собора посчитали, что Диомид – симулянт. «Причина, которой владыка Диомид объяснил свою неявку, не представляется уважительной», – заявил председатель отдела внешних церковных связей московского патриархата митрополит Кирилл. За это Диомида лишили сана.

"Виртуальный Диомид" - автор посланий и возмутитель спокойствия - может быть и не вполне реальной личностью. Но он, безусловно, является выразителем чаяний некоторой части православной общественности и духовенства. Если условно обозначать это направление, его можно назвать «православным фундаменталзимом». Таких священников относительно немного, но сочувствуют идеям Диомида (особенно в части сопротивления всякому реформированию церкви) многие. Характерно, что основной пафос «диомидик» (по аналогии с филиппиками) – борьба против «обмирщения церкви», стяжательства, использования совеременных технологий, упреки в отходе от миссии. А в этом церковь упрекают многие.

Другое обстоятельство, бросающееся в глаза, что антигероем «диомидик» выступает вовсе не патриарх, а прежде всего митрополит Кирилл, которого многие называют «человеком номер 2» в РПЦ и наиболее вероятным претендентом на патриаршеский престол в будущем. Безусловно, это рассуждение может быть лишь конспирологией, но месседж «диомидик» выглядит именно так – в церкви происходят многие неправильные процессы (см. выше – стяжательство и т.д.), за которые несет ответственность лично митрополит Кирилл, который, помимо прочего, свою паству не знает и слышать пастырей не хочет (см. претензии о игнорировании процедуры Поместного собора).

Ведь как жалуется «мятежный епископ» Диомид на решение о лишении его сана в Церковный суд. «Владыке Диомиду каяться не в чем. Кроме того, на суде он лично намерен выступить против митрополита Кирилла (Гундяева) с обвинениями того в предательстве православия», – было сказано в жалобе.

Это – уже «чистая политика». Что характерно, борьба идет по классическим политтехнологическим канонам. Тот же Диомид (или все-таки не он?) активно подогревает интерес к своей персоне вот уже на протяжении года. Создавая информационные поводы там, где их и отродясь не было – ну не может епископ в современной церкви предать анафеме предстоятеля всей церкви! Это, по сути, бунт, а в перспективе – раскол. Однако же информационный повод создан, все журналисты самых что ни на есть либеральных СМИ, светские до мозга кости, бросаются писать об очередной выходке епископа.

Откуда-то у мятежного епископа вдруг появялются загадочные сторонники – пусть и немногочисленные – в Москве, которые устраивают митинг-пикет у Храма Христа Спасителя во время архиерейского собора. Против них выступают другие митингующие – не менее загадочные «православные Наши» и вездесущий Союз православных граждан, который за свою относительно недолгую жизнь успел «позащищать» всех кого можно – вплоть до декана Социологического факультета МГУ Добренькова.

Стронники Диомида, кстати, требовали созвать Поместный Собор. Согласно уставу РПЦ, принятому в 2000 году, Поместный Собор созывают только в исключительных случаях, к примеру, при избрании нового патриарха (по уставу 1988 года собор должен был собираться каждые пять лет, но этот пункт не выполнялся). Это довольно сильный аргумент в любой структуре – так, Сталина упрекали, что при нем редко проходили съезды партии. По сути перед нами еще и организационная попытка привлечь приходы на сторону если не самого Диомида, то скорее некоторых сил в церкви, которым не нравится правление нескольких высших иерархов. Пример из другой области – в 2003-2004 году конфликт в КПРФ едва не завершился свержением Геннадия Зюганова. Того пытался свергнуть экс-соратник и главный кассир коммунистов Геннадий Семигин, который как раз привлек на свою сторону низовые ячейки и региональные отделения КПРФ. Обвинения – вождизм, дружба с олигархами (стяжательство), отсутствие заботы о низовых отделениях (отсутствие миссии де-факто) и т.д.

А на анафему патриарху и прочим «предателям православия» тут же находится запись в Интернет-дневнике (как же все-таки любят Интернет служители церкви. Или все-таки профессионалы от их имени выступающие?) бывшего подчиненного Диомида. Автор блога – отец Михаил - знал Диомида в начале 90-ых, когда тот был еще священником и служил на Камчатке. По свидетельству отца Михаила, «начав служение на полуострове будущий иерарх разогнал всех прихожан, весь клирос. Во время службы он мог выйти и не стесняясь молящихся наорать на клирос обозвать их козлами и баранами. То есть – паству не уважает, архипастыря не уважает – какой же пастырь, этот ваш Диомид?

Наконец, приблизительно раз в год в СМИ появляются  статьи о том, как некоторые иерархи православной церкви "делают бизнес". Вот перед самым архиерейским собором написал «Собеседник», что «доходы Русской православной церкви (РПЦ) давно перестали исчисляться копейками», а исчисляются, наоборот, "миллионами долларов", ведь Церковь выступает «инвестором, в частности в бизнес-центры». Что удивительно, эти довольно однообразные «наезды-расследования» появляются на фоне очередных слухов о «болезни» (и даже якобы о кончине) патриарха. Критикуется в них всегда отдел внешних связей РПЦ. И это, по всей видимости, свидетельствует о существовании оппозиции внутри церкви главе отдела внешних связей. Повторимся – чисто политическая интерпретация внутрицерковных распрей – далеко не единственная. Имеются и канонические, и идеологические и прочие разногласия. Но условно «политтехнологический подход» в истории с Диомидом – истории в общем-то для церкви частной и довольно мелкой – буквально заставляет интерпретировать ее в качестве истории политической, причем сугубо политической.

Тем более, когда журналисты обращаются к иерархам, а те в ответ на вопросы говорят что-то вроде «какой такой Диомид?» или же замыкаются и произносят «без комментариев». Крайне напоминает реакцию, скажем, Владимира Владимировича Путина («Борис Березовский – это кто?») или генералов на очередной громкий скандал с дедовщиной («без комментариев, следствие разберется»).

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).