С 19 октября в московские школы вернутся только ученики 1–5-х классов. Старшие школьники до 1 ноября переведены на дистанционное обучение. Как пропуск учебных часов во время пандемии отразится на будущем российских школьников, оценил Всемирный банк.
Согласно данным Всемирного банка, российские школьники из-за пандемии пропустят около трети учебного года, что приведет к потере до 2,5 % доходов в год в будущем. Такие данные приводятся в докладе Всемирного банка «COVID-19 и человеческий капитал».
Исследователи исходили из предположения, что каждый дополнительный год учебы равен 10 % будущего дополнительного заработка, и использовали число месяцев без образования, чтобы оценить потери. Например, если страна закрывает свои учебные заведения на четыре месяца, потери в будущем предельном заработке составляют 2,5 % в год в течение всей трудовой деятельности работника.
Подобные оценки были сделаны для США, но их можно экстраполировать и на российский контекст, заявил постоянный представитель Всемирного банка в РФ Рено Селигманн.
В качестве примера того, что пропуск учебных месяцев может привести к долгосрочным эффектам, в частности, к потере в доходе, приводятся в докладе Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского ВШЭ: зарубежные исследования показали, что заработная плата аргентинских школьников, которые застали забастовки учителей в начальной школе, оказалась на 1,9–3,2 % (в зависимости от пола) ниже, а уровень безработицы — выше, чем у их сверстников, которые не пропускали занятий.
«Пожалуй, наиболее авторитетные персоны в области исследований экономики образования, Эрик Ханушек и Людгер Вессманн, подсчитали, что учащихся, затронутых закрытием школ, может ожидать в будущем снижение дохода примерно на 3 % в течение жизни, — рассказал Полит.ру директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского ВШЭ Сергей Косарецкий. — Эта оценка основывается на данных, что их потери в обучении в настоящее время эквивалентны пропуску одной трети учебного года в среднем, и что школы вернутся к нормальному состоянию в третьем квартале 2020 года».
«С одной стороны, существуют исследования, которые связывают успех человека в будущем с продолжительностью обучения, но, когда речь идет о потере трех-четырех месяцев, говорить о том, что школьники во взрослом возрасте лишатся 2,5 % дохода, на мой взгляд, не вполне корректно», — полагает руководитель Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко.
«Многое зависит от того, насколько просела экономика. То, что дети будут терять в заработке в будущем, во многом связано с тем, что экономика во всём мире сильно пострадала, и эхо этих событий останется с нами надолго, а не с тем, что ребята сидели дома и учились дистанционно. От того, как восстановится экономика, какие сектора пострадают больше, какие меньше, будет зависеть структура доходов тех, кто окончит школу и профессиональные образовательные организации через несколько лет», — добавила эксперт в разговоре с Полит.ру.
Татьяна Клячко обращает внимание на то, что в период дистанционного обучения родители российских школьников сами занимались с детьми, и довольно продуктивно. «То, что дети не учились в школе, не значит, что они не учились вообще или учились хуже, чем в образовательных организациях. Многие наняли репетиторов. То, какой всплеск на репетиторские услуги был зафиксирован летом этого года, показывает, что родители отнеслись к проблеме очень серьезно», — подчеркнула эксперт.
«Вместе с тем можно выделить группу детей, которые сильно пострадали, поскольку их родители не могут им помочь в учебе и не могут нанять репетиторов. К сожалению, проблемы в этой группе будут накапливаться, если этим специально не заняться, и тогда доходы таких детей в будущем, скорее всего, значительно сократятся», — добавила Татьяна Клячко.
Дистанционное обучение усилило неравенство между учениками. Мотивированные ученики из образованных и обеспеченных семей, у которых были и компьютеры, и помогающие родители, потеряют меньше, а, возможно, смогут использовать преимущества дистанционных форматов. В частности, индивидуальную работу с репетиторами, доступ к платформам с качественными учебными материалами и сервисом автоматической проверки. Дети, у которых уже было академическое отставание или которые не могли эффективно учиться из-за того, что у них нет Интернета, компьютера, рабочего места, потеряют значительно больше, говорится в докладе Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского ВШЭ.
По данным опроса ЦСП «Платформа», у детей из менее обеспеченных семей хуже обстоят дела с техническими возможностями. Трудности испытывали 33 %. Из более состоятельных семей о недостатке технических возможностей рассказали только 18 %. Семьи, стесненные в средствах, чаще отмечали недостаточную компьютерную грамотность и навыки для организации обучения на дому (31 % против 10 %), говорили о неготовности детей к онлайн-формату (60 % по сравнению с 45 %), а также о том, что у детей неполноценная учебная нагрузка, они теряют в качестве обучения, знаниях (76 % против 56 %).
В мае заместитель министра просвещения Дмитрий Глушко заявил, что у 700 тысяч детей в России нет технической возможности для полноценных занятий на дистанционном обучении.
По оценкам ВШЭ, основанным на данных о доступности Интернета для домохозяйств в России, полноценный доступ к онлайн-обучению перед началом пандемии не имели 22 % детей и подростков в возрасте от 7 до 16 лет.
В сельской местности эта доля достигает трети, а в ряде регионов — 50 %. В опросе учителей, проведенном ВШЭ в первый месяц закрытия школ, более 75 % опрошенных учителей сталкиваются с проблемами в проведении онлайн-уроков из-за отсутствия у их учеников технических устройств.
«Речь идет не только о низкой технической оснащенности в неблагополучных семьях. Заметное влияние на снижение академического прогресса окажет также экономическая ситуация в стране, связанная с вероятной безработицей и сокращением доходов. Дети в более уязвимых семьях, где родители столкнулись с потерей работы или части дохода, окажутся под двойным ударом — закрытия школ и отсутствия родительских ресурсов», — говорится в докладе.
Чтобы не создавать дополнительного неравенства, правительствам следует стимулировать инновации в образовании, создавая возможности для домашнего обучения с помощью интерактивных приложений, виртуальных учебных классов и телеконференций, отмечают авторы публикации, подготовленной экспертами Института образования ВШЭ и Всемирного банка.
Среди приоритетных задач эксперты также отмечают модернизацию образовательной инфраструктуры и предоставление детям из социально уязвимых групп технических устройств для сокращения существующего цифрового разрыва между богатыми и бедными, городскими и сельскими жителями.