Сейчас, сообщил он, на территории России находятся около 3,5 млн мигрантов (генерал добавил "нелегальных"; напомним, что мы уже писали о юридически некорректном смешении понятий "нелегальный" и "незарегистрированный"). Из них официально зарегистрированы только 300 тыс человек. По его словам, около 1,5 млн мигрантов с неопределенным гражданским и правовым статусом достались России в наследство еще от Советского Союза. Это те люди, о которых мы некоторое время назад рассказывали. Это бывшие жители тех территорий СССР, которые сейчас отошли к новым независимым государствам. По разным причинам они проживают сейчас на территории России, не имея при этом не только российского, но иногда и вообще никакого гражданства. Проблемы этих людей, по мнению главы ФМС можно решить решительным, радикальным действием - проведя миграционную амнистию. Впрочем, это, по всей видимости, дело будущего, а пока генерал сосредоточился на вопросах регулирования трудовой миграции.
Как известно, большинство находящихся в России иностранцев и лиц без гражданства заняты в народном хозяйстве, т.е. могут рассматриваться как трудовые мигранты.
С момента создания в рамках МВД Федеральной миграционной службы речь постоянно идет о введении миграционных процессов в России в цивилизованное русло. Под этим подразумевается пресечение нелегальной миграции, установление контроля над миграционными потоками, направляющимися в страну и самое главное - направление этих потоков в законные рамки с целью налогообложения.
Сделать это должны помочь вводимые по новому закону миграционная карта и квоты на въезд иностранных рабочих.
Миграционная карта будет выдаваться всем иностранцам, въезжающим в страну, при пересечении границы. В этом документе должна быть указана цель их пребывания в РФ. Там же будут ставиться отметки о сроке пребывания и месте проживания на территории России. При отсутствии такой карты нарушитель будет депортирован из страны, пригрозил А.Черненко.
Миграционная карта - один из самых скользких моментов применения нового закона. Будут ли с 1 ноября требоваться карты у всех иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в России (в частности, при регистрации по месту проживания), или это требование не коснется тех, кто въехал в страну ранее? Или, может быть, мигранты, уже находящиеся в России, должны будут получать такую карту по месту жительства? Как бы то ни было, можно уверенно прогнозировать, что сами по себе слова "предъявите миграционную карту!" теперь надолго станут пугалом для иностранных рабочих и могучим коррупционным заклинанием для тех сотрудников правоохранительных органов, которые и без того привыкли брать дань с тех, кого обычно называют "нелегалами".
Карта представляет собой отрывной талон, половина которого остается у пограничника, а другая выдается въезжающему. По словам Черненко, главная цель ее введения - регулирование наиболее мощных миграционных потоков, которые сейчас поступают в Россию из тех стран СНГ, в отношении которых действует безвизовый режим. Впрочем, неконтролируемое перемещение масс людей через границы все больше беспокоит сами страны СНГ. В июле подобные миграционные карты уже ввела у себя Украина.
В соответствии с Законом "О правовом положении иностранных граждан", приезжие рабочие или их работодатели должны будут оплачивать государственную пошлину за выдачу разрешения на временное проживание, за выдачу разрешения на работу, за регистрацию и др. - в общей сложности таким образом предполагается получать более 100 долларов с каждого мигранта. Впрочем, порядок оплаты пошлины пока еще не определен.
Финансовая сторона процесса регулирования трудовой миграции, пожалуй, наиболее важна. Так, в интервью газете "Московские новости", опубликованном 5 августа 2002 г., А.Черненко говорил, что сейчас в результате использования работодателями в России труда "теневых" гастарбайтеров из налогооблагаемой базы ежегодно уходит от 5 до 8 млрд. долларов. Неслучайно глава ФМС подчеркивает сейчас, что "главной фигурой в миграционном процессе по-прежнему является работодатель, который не только получает некоторые преференции от приглашенного работника, но и несет за него определенную ответственность". По мысли разработчиков закона, работодатель должен принимать к себе иностранных работников по официально определенной для него квоте, ставить их на налоговый учет, уплачивать государственные пошлины за приглашение работника и выдачу ему разрешения на работу и т.п.
Таким образом государство надеется легализовать теневой рынок рабочей силы и существенно пополнить собственную казну. Впрочем, неясно, как именно уже с 1 ноября будет претворяться в жизнь рассуждения о миграционных картах и пошлинах, учитывая, что подзаконные акты, точно определяющие их правовой статус и содержание, порядок выдачи и взимания и т.д. еще не изданы. Всего таких запаздывающих подзаконных актов, по словам Черненко, до конца года необходимо принять 17-18 штук.
В тот же день, когда Андрей Черненко рассказывал о новых правилах для трудовых мигрантов, Департамент правительственной информации распространил сообщение о том, что 30 октября правительство России приняло постановление, согласно которому утверждена квота на выдачу в 2003 году 530 тыс приглашений на въезд в Россию иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности.
В дальнейшем формирование квот предполагается осуществлять путем сбора в срок до 1 августа Министерством труда заявок от регионов, "сформированных на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда, демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и его возможностей по обустройству иностранных граждан". Минтруда совместно с МВД и Минэкономразвития, в свою очередь, до 15 октября обязаны вносить в кабинет министров рассмотренный правительственной комиссией по миграционной политике проект постановления об утверждении квоты на следующий год.
Что такое 530 тыс приглашений в год, учитывая, что по официальным данным, только из Таджикистана в Россию на заработки ежегодно выезжают от 500 до 800 тысяч человек? Вспомним, как тот же самый Черненко недавно признал, что Россия в среднем ежегодно нуждается в 1,5 миллионах иностранных рабочих. Цифра в полмиллиона была получена на основании заявок от региональных администраций, причем Владимир Зорин - министр, курирующий национальную политику, еще 1 октября заявлял, что правительственная комиссия по вопросам миграционной политики выступала за увеличение этой квоты до 700 тыс. человек. По выражению Зорина, регионы "проявляют некоторую робость при установлении квот для работы иностранцев".
И тем не менее государство решило для первого раза перестраховаться. По-видимому, цель - посмотреть, как справляются регионы с распределением полученной квоты. Дело в том, что одна из целей введения квотирования по заявкам с мест состоит в том, чтобы попытаться регулировать потоки иностранной рабочей силы, крайне неравномерно распределенные сейчас по регионам. Однако, эксперты в области миграционной политики обычно напоминают известную поговорку: "рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше". Заставить людей ехать не туда, где они рассчитывают найти наиболее выгодные для них условия, а туда, где есть для них место - такова задача квотирования по регионам.
До детального обнародования квот, судить об их конкретном содержании затруднительно. Но не произойдет ли так, что некие области Нечерноземья, к примеру, запросят квоту на заполнение рабочих мест в сельском хозяйстве региона, однако реально не смогут привлечь иностранцев на эти рабочие места? В таком случае весьма вероятно формирование излишков квотированных рабочих мест в одних регионах при нехватке их в других.
Станет ли следствием этого такое явление как торговля квотами, когда счастливые обладатели лишних или невостребованных квот будут за сходную цену переуступать их тем, у кого есть в них потребность? В сущности, такие операции представляются возможными не только на уровне отдельных предприятий, но даже на уровне целых регионов - в порядке бартера. Последнее будет зависеть от того, в чьих руках будет находиться распоряжение квотой - в руках ли властей региона или регионального управления ФМС.
Все эти вопросы пока остаются без ответа. Но очевидно, что в скором будущем на рынке труда в России возможны серьезные потрясения и передел сфер влияния. Соответствующие социальные последствия пока даже трудно себе представить.
Напомним, что все это происходит на фоне работы над проектом национальной Концепции миграционной политики России, которую осуществляет рабочая группа под руководством замглавы президентской администрации Виктора Иванова. Сроки окончания работы над этим документом уже не раз переносились, но, возможно, мы увидим плод работы этой группы еще до конца нынешнего года.