Среди массива околоисторической мифологии, касающейся эпохи Петра Великого, достойное место занимает легенда об "Осударевой дороге": трассе от Белого моря до Онежского озера, прорубленной через лес в 1702 г. в кратчайшие сроки. По этой трассе неожиданно для шведов царь будто бы перебросил гвардейские части, а также перетащил волоком два построенных в Архангельске фрегата – "Курьер" и "Святой дух". Все это неожиданно нагрянуло под шведскую крепость Нотебург в истоке Невы, которую благодаря эффекту внезапности, успешно взяли штурмом. Так начался захват Приневья – главным результатом которого стало основание Санкт-Петербурга.
Что во всем этом правда, а что легенды? Что об этих событиях мы знаем наверняка, что со слов других людей, а что является чистым предположением?
Наверняка мы знаем следующее. 20 апреля 1702 г. Петр действительно отправился в Архангельск в сопровождении пяти батальонов гвардии. Компанию царю составили Меншиков, Головин, Головкин и еще целый ряд довольно близких лиц. Кроме того, с собой был взят наследник – малолетний царевич Алексей и сопровождающий последнего штат.
Все это прибыло в Архангельск 18 мая, то есть к началу навигации. Очевидно, что ждали гостей, наподобие прошлогодних: помня, как в 1701 г. эскадра командора Лёве попыталась напасть на Архангельск. Видимо, Петр боялся повторения налета на город, имевший исключительное стратегическое значение в деле снабжения русской армии оружием и материалами.
В принципе, царь уже понимал, что вероятность серьезной активности врага на Белом море невелика – в условиях начавшейся в Европе Войны за Испанское Наследство серьезные политические игроки не позволили бы шведам нанести ощутимый урон закупкам у русских пеньки и мачтового леса – но, с другой стороны, труднопредсказуемый характер Карла XII тоже проявился в достаточной степени и сбрасывать со счетов даже столь рискованную для шведов операцию было нельзя. Как бы то ни было, царь решил обезопаситься на этот счет – тем более, что особых событий на иных фронтах не происходило: Шереметев вяло перестреливался с Левенгауптом в Прибалтике, а основные силы шведов гонялись по Польше за Августом Саксонским. Как бы то ни было, непоседливый Петр просидел в Архангельске безвылазно практически до конца навигации, по середину августа, когда стало ясно, что шведы, всяк, в этот год не придут.
За это время действительно были окончены строительством два военных парусника. Впрочем, назвать фрегатами "Курьер" и "Святой Дух", а точнее – "Скорый гонец" и "Сошествие Святого Духа", можно было бы лишь с некоторой долей преувеличения. Но все-таки они действительно были построены Идесом Избрантом – только не на Соломбале, как почему-то любят писать, а в Вавчуге, это вверх по течению Северной Двины, выше Холмогор. В самом ли деле эти кораблики тащили волоком до Онежского озера? Наиболее свежее на это счет исследование петрозаводского историка М.Ю. Данкова сообщает нам, что это с высочайшей вероятностью – миф.
Каковы основания для подобного вывода? Первое – отсутствие каких-либо упоминаний этого факта в свидетельствах современников. Эти два судна вместе с еще десятью (включая первенца архангельского флота – яхту "Св. Петр" - и купленный в Голландии в 1694 г. фрегат "Святое Пророчество") действительно участвовали в походе, начавшемся 5 августа. 10 августа вся эта флотилия прибыла на Соловки, а еще через пять дней – 15 числа – в Усолье Нюхча, где высадили всех на берег. А вот дальше ни то ни другое судно не фигурируют ни в донесениях о переброске к Онежскому Озеру, ни в дошедшей до нас переписке участников этого дела, ни в том, что касается осады и штурма Нотебурга, ради которой они, казалось бы, и перебрасывались на Балтийский ТВД.
Нет о них упоминаний и в том, что касается более поздних событий в Приневье. А ведь корабли – не игрушка: они не могли исчезнуть бесследно! Зато… зато есть о них иные сведения: во всяком случае, в 1705 г. "Курьер" с компанейщиком С. Копьевым ходил на промысел к Новой Земле. В том же году зафиксировано нахождение обоих корабликов "в урочище Наяме при Двинских устьях". А в 1708 г. они использовались в тех же краях в качестве дозорных и сторожевых судов. Невозможно предположить, чтобы между 1703 и 1705 годами эти два кораблика были отправлены в обратный путь – вокруг Скандинавии. Есть и еще один довод: результаты археологический исследований остатков "осударевой дороги". Сохранившиеся местами фрагменты деревянных настилов позволяют с однозначностью сказать: перетащить по ним сколько-нибудь значительное судно было невозможно.
И, наконец, удалось найти исток легенды о движимых по суше фрегатах. Год спустя, т.е. в 1703 г. той же самой дорогой прошла еще одна воинская команда – полк полковника Матвея Бордовика. Петр, по-видимому, в то время уже в полной мере уверился в безопасности Архангельска и счел возможным снять излишние войска из Новодвинской крепости. Так вот, эти самые солдаты Бордовика действительно тащили с собой построенные на севере два… девятиметровых буера, предназначенные для Петра и Меншикова лично! Этот факт остался и в документах и в памяти окрестного населения, привлекаемого для помощи.
Такова анатомия мифа о перетащенных посуху фрегатах. Но есть и второй миф – о самой трассе, в мгновение ока прорубленной через девственный лес. В самом деле, дорога длиною в 176 верст строилась 20 дней силами 5000 человек – крестьян попутных областей. Прошли же по ней войска всего за 8 дней, то есть, делая по 22 версты в день – предельно быстро, так ходят войска, пользуясь широким наезженным трактом. Вырисовывается что-то беспримерное, не имеющее прецедентов. В реальности, однако, все было несколько иначе. Сама идея пути из Онежской губы к Онежскому озеру возникла впервые отнюдь не у Петра Первого. В книге близкого к царю первого архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова) "Описание трех путей из державы царского величества в Швецию и до столицы их" один из путей совпадает с "Осударевой дорогой" более чем на половину. Есть и другие письменные свидетельства того, что в основной своей части дорога уже существовала, хотя и была заброшена. А это меняет дело: обновить, подправить путь вполне возможно за 20 дней. Так же, как и пройти этим путем чуть более, чем за неделю.
Впрочем, и подобное является чрезвычайно хорошо проведенной логистической операцией – ну, да в петровские времена не было недостатка в распорядительных управленцах.
«Полит.ру» публиковал другие материалы Льва Усыскина о Севере в петровские времена: «Летняя поездка к морю», «Судьба корабля», «История одной крепости».