будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Страна
Усыскин Лев

Дорога к Неве

Дорога к Неве
surikov
Василий Суриков. Петр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург у шведов. Фрагмент.

Среди массива околоисторической мифологии, касающейся эпохи Петра Великого, достойное место занимает легенда об "Осударевой дороге": трассе от Белого моря до Онежского озера, прорубленной через лес в 1702 г. в кратчайшие сроки. По этой трассе неожиданно для шведов царь будто бы перебросил гвардейские части, а также перетащил волоком два построенных в Архангельске фрегата – "Курьер" и "Святой дух". Все это неожиданно нагрянуло под шведскую крепость Нотебург в истоке Невы, которую благодаря эффекту внезапности, успешно взяли штурмом. Так начался захват Приневья – главным результатом которого стало основание Санкт-Петербурга.

Что во всем этом правда, а что легенды? Что об этих событиях мы знаем наверняка, что со слов других людей, а что является чистым предположением?

Наверняка мы знаем следующее. 20 апреля 1702 г. Петр действительно отправился в Архангельск в сопровождении пяти батальонов гвардии. Компанию царю составили Меншиков, Головин, Головкин и еще целый ряд довольно близких лиц. Кроме того, с собой был взят наследник – малолетний царевич Алексей и сопровождающий последнего штат.

Все это прибыло в Архангельск 18 мая, то есть к началу навигации. Очевидно, что ждали гостей, наподобие прошлогодних: помня, как в 1701 г. эскадра командора Лёве попыталась напасть на Архангельск. Видимо, Петр боялся повторения налета на город, имевший исключительное стратегическое значение в деле снабжения русской армии оружием и материалами.

В принципе, царь уже понимал, что вероятность серьезной активности врага на Белом море невелика – в условиях начавшейся в Европе Войны за Испанское Наследство серьезные политические игроки не позволили бы шведам нанести ощутимый урон закупкам у русских пеньки и мачтового леса – но, с другой стороны, труднопредсказуемый характер Карла XII тоже проявился в достаточной степени и сбрасывать со счетов даже столь рискованную для шведов операцию было нельзя. Как бы то ни было, царь решил обезопаситься на этот счет – тем более, что особых событий на иных фронтах не происходило: Шереметев вяло перестреливался с Левенгауптом в Прибалтике, а основные силы шведов гонялись по Польше за Августом Саксонским. Как бы то ни было, непоседливый Петр просидел в Архангельске безвылазно практически до конца навигации, по середину августа, когда стало ясно, что шведы, всяк, в этот год не придут.

За это время действительно были окончены строительством два военных парусника. Впрочем, назвать фрегатами "Курьер" и "Святой Дух", а точнее – "Скорый гонец" и "Сошествие Святого Духа", можно было бы лишь с некоторой долей преувеличения. Но все-таки они действительно были построены Идесом Избрантом – только не на Соломбале, как почему-то любят писать, а в Вавчуге, это вверх по течению Северной Двины, выше Холмогор. В самом ли деле эти кораблики тащили волоком до Онежского озера? Наиболее свежее на это счет исследование петрозаводского историка М.Ю. Данкова сообщает нам, что это с высочайшей вероятностью – миф.

Каковы основания для подобного вывода? Первое – отсутствие каких-либо упоминаний этого факта в свидетельствах современников. Эти два судна вместе с еще десятью (включая первенца архангельского флота – яхту "Св. Петр" - и купленный в Голландии в 1694 г. фрегат "Святое Пророчество") действительно участвовали в походе, начавшемся 5 августа. 10 августа вся эта флотилия прибыла на Соловки, а еще через пять дней – 15 числа – в Усолье Нюхча, где высадили всех на берег.  А вот дальше ни то ни другое судно не фигурируют ни в донесениях о переброске к Онежскому Озеру, ни в дошедшей до нас переписке участников этого дела, ни в том, что касается осады и штурма Нотебурга, ради которой они, казалось бы, и перебрасывались на Балтийский ТВД.

Нет о них упоминаний и в том, что касается более поздних событий в Приневье. А ведь корабли – не игрушка: они не могли исчезнуть бесследно! Зато… зато есть о них иные сведения: во всяком случае, в 1705 г. "Курьер" с компанейщиком С. Копьевым ходил на промысел к Новой Земле. В том же году зафиксировано нахождение обоих корабликов "в урочище Наяме при Двинских устьях". А в 1708 г. они использовались в тех же краях в качестве дозорных и сторожевых судов. Невозможно предположить, чтобы между 1703 и 1705 годами эти два кораблика были отправлены в обратный путь – вокруг Скандинавии. Есть и еще один довод: результаты археологический исследований остатков "осударевой дороги". Сохранившиеся местами фрагменты деревянных настилов позволяют с однозначностью сказать: перетащить по ним сколько-нибудь значительное судно было невозможно.

И, наконец, удалось найти исток легенды о движимых по суше фрегатах. Год спустя, т.е. в 1703 г. той же самой дорогой прошла еще одна воинская команда – полк полковника Матвея Бордовика. Петр, по-видимому, в то время уже в полной мере уверился в безопасности Архангельска и счел возможным снять излишние войска из Новодвинской крепости. Так вот, эти самые солдаты Бордовика действительно тащили с собой построенные на севере два… девятиметровых буера, предназначенные для Петра и Меншикова лично! Этот факт остался и в документах и в памяти окрестного населения, привлекаемого для помощи.

Такова анатомия мифа о перетащенных посуху фрегатах. Но есть и второй миф – о самой трассе, в мгновение ока прорубленной через девственный лес. В самом деле, дорога длиною в 176 верст строилась 20 дней силами 5000 человек – крестьян попутных областей. Прошли же по ней войска всего за 8 дней, то есть, делая по 22 версты в день – предельно быстро, так ходят войска, пользуясь широким наезженным трактом. Вырисовывается что-то беспримерное, не имеющее прецедентов. В реальности, однако, все было несколько иначе. Сама идея пути из Онежской губы к Онежскому озеру возникла впервые отнюдь не у Петра Первого. В книге близкого к царю первого архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (Любимова) "Описание трех путей из державы царского величества в Швецию и до столицы их" один из путей совпадает с "Осударевой дорогой" более чем на половину. Есть и другие письменные свидетельства того, что в основной своей части дорога уже существовала, хотя и была заброшена. А это меняет дело: обновить, подправить путь вполне возможно за 20 дней. Так же, как и пройти этим путем чуть более, чем за неделю.

Впрочем, и подобное является чрезвычайно хорошо проведенной логистической операцией – ну, да в петровские времена не было недостатка в распорядительных управленцах.

«Полит.ру» публиковал другие материалы Льва Усыскина о Севере в петровские времена: «Летняя поездка к морю», «Судьба корабля», «История одной крепости».

Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).