будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минтранспорта Росавтодор дороги России
Июнь 19, 2025
Страна

Дороги и платные полосы

Дороги и платные полосы
800-600_VpLh1jk
Автомобиль на эстакаде. Источник: АГН "Москва"

Минтранс обсуждает с привлечением экспертов вопрос о ведении платных полос на автодорогах, заявил журналистам министр транспорта России Максим Соколов. Ранее о возможности создания таких полос на дорогах говорил глава Росавтодора Роман Старовойт.

О том, что в Минтрансе вопрос обсуждают на экспертном уровне, глава ведомства сообщил в интервью интернет-изданию RNS. В интервью также шла речь о ходе подготовки транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу, который Россия должна принимать в 2018 году, а также строительстве новых станций метро в российских городах и ожидаемых сборах от «Платона». 

Сама по себе тема создания платных полос для автомобильного движения обсуждалась в профильных ведомствах и поднималась в СМИ с лета 2014 года. Как отмечала тогда газета «Коммерсантъ», подобная идея уже была реализована в США и Израиле: там платные полосы движения существуют и на них действуют гибкие тарифы, меняющиеся в зависимости от загруженности. 

В то же время опрошенные изданием эксперты тогда выразили сомнения в том, что России эта система может работать. По их оценке, сложно будет как ввести подобные полосы, так и следить за тем, как и кем эти полосы и используются.

Побеседовать с «Полит.ру» о том, есть ли в России необходимость в создании платных полос движения автотранспорта и в чем могут быть особенности реализации этой идеи в России согласился Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

 
Михаил Блинкин

«Знаете, у Гамзатова в переводе Козловского было сказано:

"Пить можно всем, знать нужно только,
Когда и с кем, кому и сколько".

Вот и тут так же: нужно знать.

Практика платности на дорогах – самая разнообразная: бывают платные участки, бывают платные полосы. Вопрос тут вот какой: где можно делать платные полосы? В городах их вообще не делают. Говорю об этом не потому, что мне жалко автомобилистов – мне их вообще не жалко. А потому, что это технически очень нелегко сделать.

Вписать платную полосу движения в планировку городских улиц абсолютно нереально. Потому что с администрированием того, кто законно проехал и заплатил, а кто заехал на эту полосу, пока перестраивался, будут полнейшая путаница и конфликты. Так четыре копейки заработаешь – и на рубль скандалов огребешь.

На внегородских дорогах это технически возможно сделать. Я не говорю о том, что это справедливо, выгодно, эффективно – я говорю о технической стороне вопроса. И это можно сделать на дорогах высших технических категорий.

Что такое "дорога высших технических категорий"? Это, например, Киевское шоссе от МКАД в сторону Внуково. Но таких дорог на всю Россию – пять с мелочью тысяч километров. То есть очень мало, и в основном это – участки, примыкающие к крупным городам. А как это организуют, я искренне не понимаю. 

 
Платная автодорога / pixabay.com

То есть платные полосы на дорогах – вещь, вполне в мире принятая, в ней нет ничего неправильного или глупого. Но область внедрения этой меры в России мне абсолютно неочевидна. А вот есть ли в этом нужда? Ну, может быть, нужда как раз есть, потому что любая копеечка, которая пойдет в доход дорожным фондам, в России стопроцентно не будет лишней.

Сама по себе идея о том, что какие-то более комфортные условия автомобилист должен приплатить по сравнению с менее комфортными условиями, в мире известна. Это общепринято и не считается несправедливым. Это как эконом-класс и бизнес-класс в авиационном сообщении. Никто же не протестует против того, что лететь в эконом-классе чуть хуже и дешевле, а в бизнес-классе – чуть дороже и лучше. И в современной идеологии тарифообразования на транспорта это не считается неправильным.

И здесь вопрос не в том, справедливо это или несправедливо по отношению к автомобилистам, выгодно для кого-то или невыгодно. Для дорожных фондов выгодно. И эта ситуация не считается конфликтной. Весь вопрос в том, найдем ли мы для этого подходящую сферу применения. Ну, в принципе, этот вопрос подлежит исследованию. Массового порядка это иметь не будет, но найти какие-то участки, где это сделать можно, вполне реально.  

Такой вот умеренно оптимистический (или умеренно пессимистический, уж как знаете) комментарий.

 
Разворот на автодороге / mskagency.ru

Как это может быть сделано, если такие участки найдут? Полагаю, какие-то уже существующие полосы дорог будут объявлены платными. На них будет установлен электронный (и только электронный, никаких шлагбаумов поставить невозможно) контроль. И речь идет о free float, свободном потоке: автомобили не надо останавливать ни у какого турникета – просто снимаются реквизиты автомобиля (либо снимается радиометка, либо просто делается фото номера машины), и с транспортной карты владельца машины или с иного платежного инструмента списываются средства за проект по этой полосе. 

Технологически это будет именно так. Чтобы кто-то специально построил платную полосу, это маловероятно. Ну, может, когда-то кто-то и построит, но пока я таких перспектив не вижу. И не то чтобы у нас их некому было строить – в России, например, строят платные путепроводы через железную дорогу. Строят за частные деньги; это разрешено по закону и уже есть такая практика. Их немного, таких путепроводов, но они уже есть.

То есть в принципе ничего в этом ни абсурдного, ни неправильного нет, все совершенно нормально. Я говорю лишь о наличии перспективы, той или иной», – объяснил Михаил Блинкин.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).