Бывший начальник главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ Дмитрий Довгий задержан в качестве подозреваемого. Во вторник в Мосгорсуде должны были состояться очередные слушания по иску Довгия к Генпрокуратуре о восстановлении его на службе. Однако Довгий на слушания не явился, а его адвокаты сообщили суду, что он задержан в порядке ст. 91 УПК России. В связи с этим защита просила суд отложить рассмотрение дела.
Статья 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ указывает на основания, исходя из которых можно задержать подозреваемого.
Как уточнил позже адвокат Довгия Юрий Баграев, его подзащитный был задержан в понедельник вечером по подозрению в получении взятки. По его словам, этот эпизод раньше «не фигурировал», а Довгий расценивает происходящее как месть со стороны своего бывшего руководства.
Официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре России Владимир Маркин сообщил, что бывший начальник главного следственного управления СКП России Дмитрий Довгий задержан по делу о взятке в 750 тысяч евро. «В Главном следственном управлении СКП РФ находится в производстве уголовное дело в отношении Андрея Сагуры по факту получения взятки. Предварительным следствием установлено, что гражданин Сагура получил для Дмитрия Довгия от предпринимателя, в отношении которого Главным следственным управлением расследовалось уголовное дело, 750 тысяч евро», – рассказал Маркин. И Довгий, и Сагура были задержаны 18 августа.
Скандал с Дмитрием Довгием разразился в Следственном комитете в конце марта. Александр Бастрыкин был вынужден начать проверку служебной деятельности Дмитрия Довгия – едва ли не ключевой фигуры своей команды, которому были поручены наиболее громкие уголовные дела последнего времени, включая дела замминистра финансов Сергея Сторчака и генерала ФСКН Александра Бульбова. На время проверки Довгий был отстранен от должности. Вместе с Довгием были временно отстранены от работы и его подчиненные Алексей Новиков, начальник одного из отделов ГСУ Сергей Глухих и следователь по особо важным делам Юрий Ермаков. У ряда наблюдателей возникли предположения, что скандал стал результатом действий Генпрокуратуры, которая всегда конфликтовала со Следственным комитетом.
Проверка служебной деятельности Довгия была начата после обращения в администрацию президента РФ двух подчиненных Довгия, рядовых следователей по особо важным делам – Сергея Чернышова и Зигмунда Ложиса. Из рапорта Ложиса следовало, что его начальник получил $1,5 млн. от одного из подозреваемых по делу, возбужденному в отношении директора одной крупной столичной компании «Петро-Юнион». А Чернышев сообщил, что, по его информации, Довгию было передано еще 2 млн евро за освобождение из-под стражи одного из фигурантов по делу «дочки» ЮКОСа «Томскнефти». Следователей Глухих и Ермакова коллеги обвинили в попытке перевода арестованного петербургского предпринимателя Владимира Барсукова-Кумарина из «Матросской Тишины» в СИЗО Санкт-Петербурга, откуда тот мог сразу выйти на волю.
Подчиненные Довгия говорили, что Чернышов и Ложис действуют несамостоятельно, а сам Довгий даже написал письмо во враждебную Следственному комитету Генпрокуратуру с просьбой его защитить. Он заявил, что его жизнь находится под угрозой, и что он не доверяет своему начальнику – Александру Бастыркину. Аналогичные заявления написали и Новиков, Глухих и Ермаков. Этой историей заинтересовалась даже Общественная палата, которая задалась вопросом, идет ли речь о реальных должностных злоупотреблениях в руководстве СК или это внутриведомственный конфликт, связанный с кадровым переделом.
В начале апреля скандал получил развитие: газета «Известия» опубликовала интервью с Довгием, в котором он назвал заказчиком убийства Анны Политковской Бориса Березовского. 21 апреля Бастрыкин подписал приказ об увольнении Довгия. Сообщалось, что решение об увольнении было принято по итогам служебной проверки, по результатам которой Довгий оказался виновным в нарушении должностных обязанностей, в частности, в разглашении конфиденциальных сведений. При этом было неизвестно, что показала проверка обвинений в коррупции. Вскоре были уволены и подчиненные Довгия.
Довгий считает свое увольнение незаконным. 13 мая он подал в Басманный суд иск о восстановлении его на работе.