Вчерашние переговоры российского лидера Владимира Путина и канцлера Германии Ангелы Меркель ни в чем не разочаровали нашего президента. Ни по одной из затронутых тем – от энергетического сотрудничества до скандального российского закона об НКО – у Путина и Меркель не возникло никаких трений. Тем более что общий язык лидеры двух стран нашли без труда: президент России владеет немецким, а канцлер Германии - русским.
Встреча двух лидеров началась со слов о том, что в 2005 г. торговый оборот между Россией и Германией составил рекордные $32 млрд. «От развития нашего сотрудничества в сфере экономики действительно захватывает дух. Мы можем и дальше развивать наш товарооборот», - сказала Меркель.
По итогам встречи канцлер назвала «стратегическим проектом» для Германии Северо-Европейский газопровод (СЕГ), по которому российский газ будет поставляться напрямую в Европу. Меркель отметила, что проект строительства СЕГ «не направлен ни против кого», очевидно, имея в виду недовольных этой затеей Польшу, Украину и страны Балтии.
Президент выразил надежду на то, что тема энергетического взаимодействия будет актуальна на саммите G8 в Петербурге летом этого года.
Президент России также заверил Ангелу Меркель, что подписанный им закон об НКО, ужесточающий контроль государства за деятельностью некоммерческих организаций, никакого ущерба их деятельности не нанесет, даже наоборот - их деятельности будет оказана всякого рода поддержка. Кроме того, президент напомнил, что замечания Совета Европы по поводу законопроекта были учтены Госдумой в поправках. «Я говорила, что у нас было много раздражений по этому поводу, - сказала Меркель. - Мы будем наблюдать за тем, чтоб НКО и впредь имели возможность делать свою работу».
Была затронута и нынешняя тема «номер один» в мире – иранская ядерная проблема. Президент России сказал, что позиция России по этому вопросу близка позициям европейских стран и США. Однако, по его словам, здесь «надо действовать очень аккуратно, не допуская резких, ошибочных шагов». Он также напомнил о предложениях Ирану по обогащению урана на российской территории.
Путин также рассказал, что в апреле 2006 года в Томске запланированы российско-германские консультации. Эти консультации были придуманы Владимиром Путиным и Герхардом Шредером и несколько последних лет проходили то в России, то в Германии. Меркель заявила в ответ, что приедет в Томск, и сама пригласила Путина на Международный авиакосмический салон в Берлине.
Ангела Меркель провела в Москве всего один день. Это был ее второй зарубежный визит в качестве федерального канцлера. Первый визит канцлера был в Вашингтон, два дня назад. Экперты предрекали, что встреча в Москве может повлечь некоторое охлаждение. Основой для таких предположений было то, что Ангела Меркель – это все-таки не Герхард Шредер, которого с Путиным связывает многолетняя дружба. Кроме того, Меркель показала себя довольно жестким переговорщиком в Вашингтоне, подняв там такую неприятную для США тему, как тайные тюрьмы ЦРУ в Европе. Однако переговоры в Москве, как отметил сам Путин, оказались «продуктивными, откровенными и весьма доверительными». Меркель тоже осталась довольна.