Респектабельная ложь
«Инолтра - это пищевая добавка, являющаяся средством лечения и профилактики воспалительных и дегенерирующих заболеваний, экземы, мигрени, а также переломов и спортивных травм. Инолтра - это комплекс, который способствует восстановлению хрящевой ткани и снижению интенсивности воспалительного процесса в суставах», - читаем в рекламном проспекте БАДа. А вот комментарий врача v хирурга одной из московских больниц Игоря Старовцева: «Строго говоря, есть только один способ «восстановления хрящевой ткани» v вживление имплантанта. Все остальные способы терапии либо поддерживают состояние суставов на более-менее стабильном уровне, либо обезболивают процесс их разрушения».
По словам юрисконсульта Конфедерации обществ потребителей Светланы Завидовой, фирма "Кобра Интернэшнл" (Kobra International), эксклюзивный представитель американской компании "Ирвин Нэчуралз" (Irwin Naturals), которая продает БАД «Инолтра», входит в так называемую «продвинутую» группу производителей и продавцов БАДов. Эти компании планируют долго работать на российском рынке, и потому прибегают к довольно изощренным способам дезинформации потребителей. Одним из таких приемов является рекламное утверждение о том, что эффективность препаратов подтверждена клиническими испытаниями.
«Понятие «клинические исследования» в России описано только в законе «О лекарственных средствах» и регламентирует только клинические исследования лекарственных средств, v говорит Светлана Завидова, - соответственно, на БАДы этот закон не распространяется. Но существуют международные нормы, в частности, Хельсинская Декларация Всемирной медицинской ассоциации, регламентирующая этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования. Не важно, используются ли лекарственные средства, или какие-либо иные вещества. Требования к клиническим исследованиям предъявляются следующие: испытуемый должен был информирован о цели исследования, о том, существуют ли альтернативные методы лечения, и есть ли необходимость ему принимать участие в этом исследовании. Испытуемый может в любой момент отказаться от исследования. Клиническое исследование должно производиться в сравнении с другим, зарекомендовавшим себя препаратом, а не с контрольной группой, к которой не применялся никакой препарат. Сравнение с плацебо (пустышкой), если есть альтернативные методы лечения, допускается лишь в самых крайних случаях. И в любом случае исследование должно быть одобрено независимым этическим комитетом. По данным КонфОПа, клинические испытания эффективности применения БАДов при заболеваниях, как правило, проходят в сравнении с «пустышкой», а не с существующими лекарственными препаратами».
Рекламная кампания «Инолтры» развивалась следующим образом. Сначала в специализированных изданиях «Фармацевтический вестник» и «Московские аптеки» появились публикации за подписью врачей-клиницистов и профессоров медицины, в которых описывалось клиническое испытание препарата на группе из 25 человеках (что явно недостаточно для кинического исследования) и делался вывод, что препарат «Инолтра» дает терапевтический эффект при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Все это позволило в дальнейшем использовать эти публикации как охранную грамоту, подтверждающую лечебное действие препарата.
По данным КонфОпа, это «исследование» не проходило этическую экспертизу, поэтому материалы исследования не могут рассматриваться в качестве подтверждения эффективности применения данного БАДа.
Еще один способ морочить голову потребителям. В 2000 году при Российской Академии естественных наук был организован консультативный центр по биологически активным добавкам. Цель создания центра - выявление наиболее эффективных БАДов и продвижение их на российском рынке. Серьезные вопросы деятельность Центра вызывает уже потому, что его учредители являются сами производители БАДов, так что ни о какой независимости Центра речи идти не может. Сейчас это учреждение активно занимается тем, раздает тем или иным торговым маркам БАДов специально придуманные для них награды - золотые и серебряные медали Мечникова. То есть действует по принципу «купи себе медаль». Учредители Центра заявляют, что медалями «награждаются продукты научного происхождения (в том числе методы, подходы и т.п.), практическое использование которых внесло существенный вклад в укрепление здоровья населения России. Награды могут удостоиться также организации, способствовавшие широкому распространению или внедрению продукта», то есть они сами.
Золотой медалью Мечникова награждаются «продукты из числа БАД, эффективность которых подтверждена проведенными клиническими исследованиями». Этой высшей награды, например, был награжден «Продукт сухой из растительного сырья кукуруза с брусникой», производства ЗАО «Биофит». Множество вопросов возникает в отношении того, каким именно образом проводились клинические испытания этих продуктов и какая эффективность имеется в виду? Слов нет, и кукуруза и брусника v продукты полезные, у них совершенно точно есть общеукрепляющие свойства, наверняка препарат данный препарат проверен на безопасность, но это не значит, что он эффективен и имеет лечебные свойства!
Причину возникновения этих и подобных этим способов дезинформации сотрудники КонфОПа видят в нищенском положении российской медицины. «Когда мы начинали нашу акцию, v говорит Светлана Завидова v мы не представляли себе масштабов бедствия. Практически каждая вторая крупная медицинская клиника согласна продать свое имя и подписаться под рекламным сообщением о лечебном эффекте БАДа, а об отдельных врачах и говорить не приходится».
Ложь наглая
Вторая группа БАДов vоднодневки. У этой группы и методы попроще, и реклама гораздо агрессивнее. Рекламодатели за короткий срок пытаются заработать много денег и поэтому создают яркий образ БАДа, заявляя о его исключительно целебных свойствах. И тут уж все идет в дело: лечение онкологических заболеваний, гепатита, алкоголизма, импотенции. Любимая группа препаратов у таких рекламодателей v средства для похудения и против облысения. В рекламном ролике томный, проникнутый сочувствием голос навязчиво рекомендует мужчинам предаться депрессии, как только они обнаружат первые выпавшие волоски, а затем немедленно заказывать чудодейственный шампунь или таблетку.
Дальше схема работает следующим образом: человек звонит по указанному в титрах телефону, где ему настойчиво рекомендуют для «достижения окончательного и бесповоротного эффекта» купить не один препарат, а целый комплекс. Препараты привозит курьер, получает у покупателя деньги, и на этом общение клиента и продавца заканчивается. Разумеется, никакие врачи деятельность таких компаний и эффект от приема препаратов не контролируют.
«КонфОПом зафиксировано несколько случаев, когда таким путем БАДы продавались людям, у которых были противопоказания к применению данных препаратов. Несмотря на то, что покупатели заявляли о том, что у них есть те или иные сопутствующие заболевания, при продаже биодобавок им ни слова не сказали о противопоказаниях», - сообщает Светлана Завидова.
В данный момент на РЕН-ТВ и Дарьял ТВ активно крутятся ролики БАД «Флорисина», косметического средства «Плацента-маск», которые работают по данной схеме. О том, что этот способ рекламы и распространения БАДов ненадежен и даже опасен для потребителей, говорит тот факт, что подобным способом продавался БАД «Пауер Трим», который в принципе запрещен к распространению на территории РФ, поскольку в своем составе содержит сильнодействующее наркотическое вещество эфедрин.
Но, разумеется, самой чудовищной спекуляцией, является информация о том, что БАДы излечивают онкологические заболевания, диабет, гепатит. Например, рекламная информация о БАДе «Флараксин», сообщает покупателям о том, что он лечит «онкологические заболевания и помогает даже безнадежным больным».
«Контроль за соблюдением рекламного законодательства v прерогатива Министерства по антимонопольной политике. То что происходит с рекламой БАДов, это проблема Министерства по антимонопольной политике, - комментирует ситуацию Светлана Завидова. - Корни ее не в ангажированности конкретных чиновников, а в недостаточной компетентности. Дело в том, что рекламный поток очень велик, и, не имея экспертов v специалистов по медицинской рекламе, сотрудники министерства зачастую лишены возможности определить БАД или лекарство в данный момент рекламируется. Кроме того, им достаточно сложно выдвигать какие-либо претензии к рекламодателям, потому что они пока еще не научились разговаривать с профессионалами на их языке. Когда на заседание комиссии по рекламе компании, которые туда приглашены, пригоняют врачей, которые начинают объясняться наукообразными фразами, не то что переговорить - понять их иной раз сложно».
Противоядие
Для того, чтобы остановить поток недостоверной информации о БАДах, КонфОП предлагает ряд радикальных мер.
Во-первых, восполнить пробел в законодательной базе в отношении БАДов. Это необходимо сделать уже потому, что на сегодняшний день требования, предъявляемые к клиническим исследованиям лекарственных средств, не распространяются на клинические исследования БАДов. Поэтому-то Минздрав, который выдает разрешения на исследования лекарств, пока не делает этого в отношении БАДов.
Второй способ - подача КонфОПом исков к производителям и рекламщикам БАДов в защиту неопределенного круга лиц, то есть всех потенциальных потребителей. Основная претензия v нарушение ими закона РФ «О рекламе» и закона о «О лекарственных средствах». Шансы на выигрыш в таких процессах велики - закон «О лекарственных средствах» содержит определение тех веществ, которые используются для профилактики и лечения заболеваний, и исходя него, можно говорить о том, что любое вещество, производители которого заявляют о том, что оно оказывает лечебное действие, должно проходить ту же процедуру, которую проходят при регистрации лекарства.
Третий способ v привлечение к «чудесными исцелениями» в России внимания международных организаций, например Всемирной организации здравоохранения или Всемирной медицинской организации, которая разработала Хельсинкскую декларацию, устанавливающую этические принципы проведения клинических исследований на людях. Санкции за нарушение декларации со стороны международных медицинских организаций могут быть очень даже чувствительными v к примеру, бойкот российских медицинских препаратов.
Производители БАДов проигнорировали ультиматум КонфОП. Тем хуже для них. Боевые действия за здоровье перешли в активную фазу. На стороне потребителей - Министерство по антимонопольной политике, КонфОП, Международные медицинские организации, на стороне производителей БАДов - деньги и сказки об исцелениях, в которые так хочется верить. Хроника сражений v в сводках Общества.Ру.