Дорогомиловский суд Москвы приговорил автомобилиста Ильдара Бичарова к двум годам условно за попытку дать взятку инстпекторам ГИБДД. При этом суд учел положительные характеристики подсудимого и возможность его исправления без изоляции от общества. Ранее гособвинитель просил суд приговорить Ильдара Бичарова к трем годам тюрьмы. Сам Бичаров заявил, что не признает свой вины, но раскаивается в том, что нарушил правила дорожного движения.
9 августа этого года Ильдар Бичаров был остановлен сотрудниками ГАИ за нарушение правила дорожного движения. В патрульном автомобиле, куда гаишники пригласили нарушителя для составления протокола, тот, по версии обвинения, попытался дать взятку милиционерам, чтобы не платить официальный штраф. Однако Бичаров не знал, что в машине были установлены «жучки» и все разговоры записывались. Прослушав переговоры Бичарова с гаишниками, сотрудники ОБЭП УВД Западного округа Москвы подошли к патрульному автомобилю и попросили нарушителя выйти. Обыскав автомобиль, обэповцы нашли на заднем сидении паспорт Бичарова, в который были вложены 950 руб. Эти деньги обэповцы посчитали взяткой. Против Ильдара Бичарова было возбуждено уголовное дело по ст. 291 ч. 2 УК РФ (покушение на дачу взятки должностному лицу, санкция — до восьми лет лишения свободы). Следствие закончилось 27 сентября, после чего дело было направлено в Дорогомиловский суд. Все заседания по делу Бичарова проходили в закрытом режиме.
Адвокат подсудимого Михаил Маров считает, что «все обвинение строится на оперативно-розыскных мероприятиях, которые были проведены с нарушением закона». В частности, в материалах дела он не видел протокола об административном нарушении, за которое Бичаров и был остановлен на улице инспекторами ДПС ГИБДД.
Накануне Михаил Маров подробно озвучил свою позицию в эфире «Эха Москвы». Адвокат признал, что автомобилист действительно нарушил правила дорожного движения, однако на дачу взятки его провоцировали сами гаишники.
Бичаров, по словам адвоката, пытался не дать взятку, а заплатить штраф на месте, на что в принципе имел право. «И вот в течение 30 минут состоялся торг между инспектором и Бичаровым о том, на месте платить штраф, либо он потом заплатит. Решить вопрос по человечески или составить протокол об административном правонарушении. В течение получаса. Инспектор ГИБДД не пресекал эти разговоры», — рассказал адвокат. Бичаров не знал, что разговор записывается, и наговаривал на микрофон «такие вещи, которых и не нужно было бы говорить». Однако, отметил адвокат, в этом случае можно предъявить обвинение и инспектору, поскольку получается, что он «покушался на получение взятки». Впрочем, газета «Коммерсантъ» приводит другие данные: милиционеры в ходе разговора с Бичаровым неоднократно давали ему понять, что «штраф на месте платить не положено».
В основу обвинения положены результаты оперативно-розыскного мероприятия, затеянного специально для того, чтобы установить водителей, которые нарушают правила дорожного движения и предлагают инспекторам взятки. По мнению адвоката, это в корне неверно, поскольку такие мероприятия должны проводиться лишь для того, чтобы предотвратить преступление. То есть по закону сотрудники ГИБДД должны были располагать данными, что Ильдар Бичаров намерен дать взятку. Вместо этого «они ловили водителя, который, возможно, нарушит правила дорожного движения и который, возможно, может совершить какое-то правонарушение».
Таким образом, говорит Маров, доказательства, в том числе и запись с разговором, были получены с нарушением УПК и не могут быть положены в основу обвинения. В связи с этим Маров заявил суду ходатайство об исключении из дела доказательств, полученных незаконным путем, однако суд оставил это без внимания.
На вопрос, не кажется ли ему, что процесс является показательным, Маров ответил уклончиво.
В ходе процесса высказывались опасения, что, если Ильдар Бичаров окажется за решеткой, то это создаст опасный прецедент, поскольку может быть использовано для возбуждения массы аналогичных уголовных дел. И тогда за решеткой может оказаться чуть ли не каждый второй водитель, поскольку взяточничество на дорогах является обычным делом.