У российских школьников появился еще один шанс избежать единого государственного экзамена. Ректоры ведущих ВУЗов, воспользовавшись сменой министра образования, намерены убедить нового главу ведомства Андрея Фурсенко отказаться от “сомнительной идеи с единым госэкзаменом”. Как пишет “Коммерсантъ”, демарш ректоров может быть поддержан министром. В интервью газете Фурсенко признался, что ему самому “не очень нравятся тесты”.
Встреча министра образования и науки с ректорским сообществом состоится завтра в Ярославле. Готовит ее главный и последовательный противник ЕГЭ, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.
По словам одного из участников совещания, ректора Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Владимира Тихоирова, “государство ничего от реформы образования не выиграет”: “Цель ЕГЭ – обеспечить доступность высшего образования. При этом неоднократно поднимался вопрос о том, что выпускников с вузовским дипломом у нас гораздо больше, чем требуется. Кроме того, половина набора сегодня приходится на частные вузы, половина мест в государственных вузах тоже платная, так что грандиозная и затратная затея с ЕГЭ ориентирована всего на четверть абитуриентов страны”.
Бывший министр образования, а ныне возможный помощник премьера, Владимир Филиппов упирал как раз на то, что введение ЕГЭ позволит существенно сэкономить как государству и ВУЗам, так и для самим студентам. “Введение ЕГЭ даст определенную экономию для государства и учебных заведений. Но самое главное – многократно снижаются затраты семей”, – заявил министр образования Владимир Филиппов. По данным мониторинга экономических последствий введения единого госэкзамена, проведенного Высшей школы экономики и фондом “Общественное мнение”, сейчас доля бюджетных средств в высшем образовании снизилась до 45%. При этом на образовательные программы граждане тратят только 63 процента из средств, которые семьи направляют на образование детей. Остальное (более 100 миллиардов рублей) расходуется на репетиторов и взятки, а также съем частного жилья. В результате вузы недополучают 50 миллиардов рублей в год. Семьи, начиная с трехлетнего возраста детей, тратят на взятки и "подарки" от 50 до 100 долларов в год, а в период подготовки к поступлению в вузы эта сумма возрастает до 700 долларов.
В министерстве считают, что если в результате введения ЕГЭ удастся уловить хотя бы половину от сегодняшних "репетиторских" денег, то этого хватит для повышения зарплаты всем преподавателям в среднем на 30 процентов. Заметим, что расходы родителей на репетиторов вряд ли можно так или иначе “уловить”. Более того, по мнению главного оппонента ЕГЭ Виктора Садовничего, единый госэкзамен не ликвидирует ни репетиторство, ни взятки – деньги просто перейдут в другие руки. К тому же вряд ли вузовских преподавателей осчастливит 30% прибавка к мизерной зарплате, которая составляет в лучшем случае 3-4 тысячи рублей.
Главным аргументом противников ЕГЭ все-таки является не финансовый, хотя он тоже немаловажен. Представители ВУЗов полагают, что система тестирования не позволяет выявить одаренных детей и существенно понизит общий уровень студентов в ВУЗах. Садовничий полагает, что массовый госэкзамен грозит превратить вузы в “кузницы посредственностей”, загубив тем самым идею элитарного образования для талантливых детей. Наметившуюся опасную тенденцию отметил и доктор философских наук, редактор журнала “Человек” Виктор Шамшурин: “Образование делает ставку совершенно на другом, отличном от действительных собственных достижений - не на решении проблемных задач, а на тренировке памяти с помощью тестов, запоминании фактов, формул, аксиом, занимательных сюжетов”.
Еще одной опасностью для абитуриентов является инициатива Владимира Филиппова, связанная уже с армией. Как сообщает “Коммерсантъ”, ссылаясь на свои источники, в правительстве все-таки обсуждается вопрос о том, чтобы к 2008 году сделать службу обязательной для всех выпускников школ. Предполагается, что после сдачи ЕГЭ в ВУЗ они отправятся проходить курс молодого бойца сроком на 6-8 месяцев. В Минобороны эту информацию категорически отрицают. Глава комитета солдатских матерей Валентина Мельникова назвала затею Филиппова “весенними фантазиями, ничего не имеющего общего с реальностью”, и отметила, что реализовать ее будет очень сложно.
Но внезапно эту идею поддержал замминистра экономразвития и торговли бывший заместитель начальника Генштаба Владислав Путилин. По его словам, в МЭРТе считают, что “обучаться за счет государства имеет право только тот юноша, который ему (государству) уже послужил”. “Отмена льгот значительно повысит качество призывного контингента. Поскольку в вузах, как правило, обучаются более прилежные, интеллектуально развитые молодые люди”, - предположил Путилин. Почему-то г-на Путилина волнует качество призывного контингента, но совершенно не волнует качество учащихся колледжей и ВУЗов, на плечи которых как раз ложится задача модернизации отечественной экономики. Ведь именно студенты являются тем ресурсом, на который должен опираться МЭРТ, “призывной контингент” – это ресурс совсем другого ведомства.
В пресс-службе МЭРТа, впрочем, отметили, что г-н Путилин выражал собственное мнение.