29 апреля над территорией мятежной Сирии был атакован российский пассажирский самолет, следовавший из египетского курортного города Шарм-аш-Шейх в Казань. Воздушное судно Airbus A320, принадлежащее российской авиакомпании NordWind Airlines, благополучно приземлилось в пункте назначения, и никто из пассажиров не пострадал. Но многие обстоятельства инцидента пока остаются загадкой.
Прежде всего, неясно, кто атаковал самолет. По информации неназванного источника «Интерфакса», об обстреле «доложила сирийская сторона». В том же сообщении сказано, что «две ракеты класса "земля-воздух"» были выпущены неизвестными лицами и разорвались «в непосредственной близости от гражданского самолета».
В свою очередь, в Росавиации сообщили, что «признаки ведения боевых действий» зафиксировали члены экипажа, и именно они решили, что существует угроза безопасности для воздушного судна и 159 пассажиров. Самолет не то совершил некий «противоракетный маневр», не то просто экстренно набрал высоту, но в любом случае пилотам удалось вывести машину из-под удара.
Каким образом пассажирскому авиалайнеру удалось быстро произвести этот «маневр» – не объясняется. Но, в любом случае, подвиг летчиков, если таковой имел место, не впечатлил ответственные ведомства.
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) в тот же день рекомендовало российским авиакомпаниям «воздержаться от полетов в потенциально опасных районах ведения боевых действий», а также изучить специальное «руководство международной организации гражданской авиации» для предотвращения поражения гражданских самолетов. Конкретно о Сирии в сообщении ведомства ничего сказано не было. Чиновники, очевидно, ждали официального согласования ситуации с Министерством иностранных дел.
Российский МИД, в свою очередь, явно указал на «опасную территорию» и сообщил, что в настоящее время в контакте с сирийскими властями «предпринимает экстренные меры» для прояснения обстоятельств инцидента, который произошел «при пересечении воздушного пространства Сирии самолетом российской авиакомпании».
После этого, днем 30 апреля Росавиация опубликовала однозначный запрет на полеты над территорией Сирии. При этом вину за то, что жизнь пассажиров была подвергнута опасности, ведомство частично возложило на авиакампанию. По словам чиновников, они уже давно рекомендовали авиаперевозчикам воздержаться от полетов над этой страной (еще в феврале 2013 года). Но выполнили эту рекомендацию не все компании.
«28.02.2013 года Росавиация направила рекомендации в авиакомпании не использовать воздушное пространство Сирии для полетов. Ряд авиакомпаний, серьезно относящихся к проблеме безопасности своих пассажиров, прекратили использование воздушного пространства этого государства. Отдельные авиаперевозчики не прислушались к рекомендациям и продолжили выполнять полеты в воздушном пространстве страны, на территории которой ведутся боевые действия с использованием ракетного оружия», - сказано в сообщении Росавиации.
Исполнение директивы о запрете использования «воздушного пространства Сирийской Арабской Республики» поручено «жестко контролировать территориальным органам Росавиации». Действовать запрет будет «до особого указания».
В Федеральном агентстве воздушного транспорта особо подчеркнули, что коммерческие интересы перевозчиков, которые могут быть ущемлены из-за увеличения дальности маршрутов и дополнительного расхода топлива, в сложившейся ситуации «не могут преобладать над вопросами безопасности граждан». В подтверждение своих слов ведомство напоминало о трагическом инциденте 2001 года, когда над черным морем украинские военные во время учений случайно сбили российский самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», следовавший рейсом Тель-Авив — Новосибирск.
Впрочем, некоторые эксперты сомневаются, что Airbus A320 авиакомпании «Северный ветер» вообще был атакован ракетами. Конечно, сирийские повстанцы имеют массу претензий к России из-за того, что Кремль поддерживает режим Башара Асада. Участники вооруженных формирований в данном случае могут рассматриваться в качестве вероятного агрессора. Но вопрос о том, как они могли узнать, что самолет принадлежит российскому перевозчику, пока остается без ответа.
Еще один аргумент против версии о целенаправленной атаке заключается в том, что авиалайнер уцелел. Даже если бы были применены устаревшие зенитно-ракетные комплексы «Печора», разработанные в 60-х годах прошлого века и активно поставлявшиеся на Ближний Восток, то у гражданского самолета не было бы никаких шансов. Максимальная высота полета Airbus A320 - около 11 километров, а «Печора», не говоря уже о современных средствах ПВО, поражает цели на высоте до 20 километров.
Специалисты отмечают, что на вооружении противоборствующих сторон имеются переносные зенитно-ракетные «Игла», «Стрела» и американские «Стингеры». Их высота поражения цели – 3,5-4 километра. «Летчики могли наблюдать вспышки, которые были следствием самоликвидации ракет ПЗРК в том случае, если на земле действительно шли боевые действия. Ракета могла отклониться от курса, уйти на высоту и там самоликвидироваться, что и могли наблюдать летчики пролетавшего А-320», — цитирует РИА Новости предположение военного эксперта.
Учитывая названные обстоятельства и неразбериху в рядах повстанцев, вряд ли произошедший инцидент будет иметь весомые дипломатические последствия. Сирийские власти не комментируют случившееся и заявляют, что им об обстреле неизвестно. Зато пресс-службы крупных российских авиакомпаний как по команде отрапортовали, что их не заставят летать над Сирией никакие коммерческие интересы.