Российский космический аппарат «Союз ТМА-11» с тремя членами экипажа МКС на борту приземлился в субботу в Казахстане в 420 километрах от запланированного места посадки и с 20-минутным опозданием. «Станция приземлилась с перелетом. Такие вещи бывают», – сообщил официальный представитель ЦУП Валерий Лындин.
Космонавтам пришлось несладко: при посадке неожиданно включилась программа так называемого баллистического спуска, то есть без вмешательства автоматики. При этом корабль резко и неуправляемо устремляется вниз к земле, а нагрузки на человеческий организм многократно увеличиваются. На борту находились южнокорейская женщина-космонавт 29-летняя Ли Со Ен, командир полета американка Пегги Уитсон и российский борт-инженер Юрий Маленченко. Во время входа в плотные слои атмосферы они подверглись 8-кратной перегрузке – это вдвое больше положенного. Вертолеты потратили на поиски капсулы с космонавтами 25 минут.
Валерий Лындин сказал, что все трое чувствуют себя удовлетворительно. Однако из самолета на подмосковном аэродроме Чкаловский всех троих выводили, поддерживая за руки.
Первая космонавтка Южной Кореи пробыла на орбите 10 дней, провела 18 экспериментов и записала видеоуроки для школьников. Еще перед полетом она обещала поделиться впечатлениями о космосе в интернет-дневнике. Южная Корея заплатила $20 млн за этот полет. Юрий Маленченко и Пегги Уитсон провели на борту МКС 191 день. Они доставили на Землю результаты медицинских, биологических и биотехнологических экспериментов. НАСА тем временем сообщило, что Пегги Уитсон, командующей возвращающимся экипажем, сейчас принадлежит рекорд суммарного пребывания в космосе среди американцев – 377 суток.
В ракетно-космической корпрации «Энергия» утвержают, что баллистический спуск не входит в разряд внештатных ситуаций. Тем не менее в корпорации начнет работа комиссия по расследованию причин произошедшего. В свою очередь, глава Роскосмоса Юрий Перминов рассказал, что самолет поисково-спасательной службы, который вел «Союз ТМА-11», слишком поздно сообщил, что тот отклонился от запланированного курса. Однако сообщить об изменившийся траектории прежде всего должны были сами космонавты, которые по непонятным причинам этого не сделали. «Экипаж, когда был в спускаемом аппарате, во время сеанса связи с оперативной группой не дал информацию о баллистическом спуске», – сказал Перминов.
Перминов также высказал подозрение, что причиной случившегося стало присутствие на борту корабля сразу двух женщин. Он сказал журналистам, что России «есть определенная примета по этому поводу», и пообещал в будущем гарантировать такую работу, чтобы число женщин не превышало числа мужчин. В ответ упрек в дискриминации Перминов ответил, что имел в виду лишь то, что при наличии женщин в экипаже могут возникать некие неформальные отношения, но уточнять свою мысль не стал.
Это уже не первый подобный инцидент. Впервые подобное произошло с первым кораблем этой серии «Союз ТМА-1» 4 мая 2003 года. В октябре прошлого года спускаемая капсула корабля «Союз ТМА-10», на которой возвращался первый космонавт Малайзии Шейх Музафар Шукор с россиянами Федором Юрчихиным и Олегом Котовым, также перешла из управляемого режима в баллистический. Тогда было установлено, что причиной ЧП стало повреждение кабеля, соединявшего пульт управления спуском с аппаратурой «Союза».