будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Страна
Усыскин Лев

Экономический взгляд на Церковь

Экономический взгляд на Церковь
usyskin1
Лев Усыскин

Явленный в последнее время повышенный медийный интерес к проблеме места Русской Православной Церкви в российском обществе навел меня на мысль привести здесь некоторый набор сведений, помогающих понять позиции действующих лиц в этой дискуссии. Полагаю, что многим читателям «Полит.ру» те или иные из этих сведений все-таки окажутся внове – просто потому, что участники дискуссии не делают себе труда сообщить их, либо считая общеизвестными, либо стесняясь.

Итак, многие участники упомянутой дискуссии исходят из подразумеваемого тождества православие = РПЦ, часто расширяя его иными членами: = Россия = христианство. После чего проводят без ограничений произвольные замены переменных.

Тем не менее, это тождество неверно. Так, стоит иметь в виду, что помимо РПЦ в России существует еще несколько религиозных организаций, опирающихся на православную догматику и обрядность. С точки зрения российского законодательства, все они равны по статусу РПЦ. Это полностью идентичные в данном разрезе Российская Православная Автономная церковь, Российская Истинно-Православная церковь, а также еще несколько независимых юрисдикций. Кроме того, существуют старообрядческие Церкви, догматически совпадающие с РПЦ, но несколько отличающиеся обрядностью.

Все эти организации, вместе взятые, не обладают и десятой частью финансово-организационной мощи РПЦ, однако, с точки зрения простого верующего, вполне способны удовлетворять его духовные нужды. Они имеют правильное, с точки зрения православия, священство – т.е. их священников рукополагают, в свою очередь, правильно рукоположенные епископы. А значит, эти священники имеют благодать совершать все положенные таинства. Личные же их пастырские качества, наверное, столь же индивидуальны, как и в РПЦ. Да, руководство этих организаций не ездит на Кадиллаках Escalade, не носит часов класса люкс и не прикладывает столь энергичных усилий для перехвата государственной недвижимости, но столь ли важно это для верующих?

Впрочем, большая часть этих церквей находятся в конфликте с РПЦ, которая, пользуясь своим административным ресурсом, оказывает на них давление – в первую очередь, в том, что касается пользования храмами. То есть, глядя на дело с пошленькой точки зрения конкуренции на рынке оказания духовных услуг гражданам православного вероисповедания, мы видим что-то похожее на подавление монополией независимых производителей за счет тесной связи с государственными структурами. При этом, как и в случае с иными "неестественными" монополиями, стоимость предлагаемых ей услуг и издержки у нее существенно выше, чем у независимых производителей. Но это мы несколько в сторону…

Теперь о самой РПЦ. Многие, почему-то, считают, что Московский Патриархат – это вертикально-интегрированная структура, корпорация в узком смысле, фирма с жестким управлением, единым бюджетом и т.д. В действительности все здесь сильно иначе. Трехуровневая административная пирамида (Патриарх+центральные учреждения – епархии – приходы) функционирует в первую очередь в плане кадровых назначений: вышестоящий здесь действительно имеет непререкаемое право распоряжаться нижестоящим – переводить священника с прихода на приход, епископа с епархии на епархию и т.д. Причем, никаких формальных жалоб на несправедливость здесь быть не может в принципе – равно как в действующей армии. Если тебя после третьего инфаркта перевели из Москвы на Чукотку, ты должен благодарить Бога и начальство за предоставленную возможность совершить духовный подвиг – не надеясь ни на какое прижизненное вознаграждение.

Зато гораздо интереснее экономические аспекты функционирования. Никакого единого бюджета здесь нет. Дело в том, что каждый из уровней – и на каждом уровне, по сути, каждая структура – имеет свои собственные, неподконтрольные никому источники доходов. Своих собственных благотворителей, свой собственный финансовый учет и бюджет, свое собственное церковное предпринимательство.

Это не значит, что в системе не происходит перетока средств – происходит, конечно: и снизу вверх, и сверху вниз, и даже по горизонтали, и на регулярной основе, и по случаю – но все это, во-первых, имеет договорную форму (епископу приходится верить священнику на слово, что приход не может дать больше), а во вторых, является чаще всего вторичным источником дохода в сравнении с собственными поступлениями. Классический пример – свечи. Официально, согласно патриаршим циркулярам, всем храмам положено покупать свечи у патриаршего предприятия "Софрино". Там и покупают – понемножку, для отвода глаз. Тогда как основную часть – у сторонних производителей, в разы дешевле.

Тут надо пояснить, что продажа свечей в храме имеет бешеную доходность – в тысячи процентов – и является одним из значимых источников поступлений в приходе. Понятно, что сосчитать проданные свечи невозможно – они сгорели. Вообще, желающим узнать поподробнее про экономику структур РПЦ можно порекомендовать вышедшее в издательстве РГГУ в 2000 году специальное исследование Михаила Эдельштейна и Николая Митрохина "Экономическая деятельность Русской православной церкви и ее теневая составляющая".

Один из ее авторов рассказывал мне как-то забавный случай: однажды, собирая материал, он листал книгу записей частных треб провинциального храма. Из нее следовало, что за истекший год священник совершил лишь три венчания. Пообщавшись с батюшкой, рассуждавшим про демографический кризис и упадок семьи, автор вышел вместе с ним на улицу и тут же увидел разом целых две пары, непосредственно ожидающие венчания. В ответ на недоумение автора, священник, не моргнув глазом, сослался на божественное чудо…

На мой вкус, данная картина больше всего смахивает на такой специфический феодализм: сеньор раздает вассалам бенефиции, не имея, однако, возможности контролировать их денежные потоки, но имея неограниченное право перераспределять эти источники дохода. Говорят, нынешний патриарх пытается тут что-то изменить, но с очевидностью можно предположить, что чего-либо серьезного добиться ему не удастся: слишком многим удобно по-старому, реформируется же такое лишь перед угрозой гибели всерьез, а подобного никто в РПЦ не ощущает.

Важно, однако, понимать еще одну принципиальную вещь. В том, что касается доходов – источник источнику рознь. Пожертвования простых прихожан, свечки, частные требы имеют серьезное экономическое значение лишь на уровне отдельных, не слишком богатых приходов. Исключения, пожалуй, – серьезные святыни, вокруг которых организован мощный трафик паломников. Как, например, списки чудотворной иконы "Неупиваемая чаша" в двух серпуховских монастырях – не зарастет туда тропа измученных алкоголизмом и наркоманией.

Все сколько-нибудь более серьезное кормится в основном от корпоративных жертвователей, без которых – труба. Это – важнейший момент: на прямые пожертвования своих прихожан РПЦ существовать не может даже и близко. Это слишком дорогая для своих прихожан структура. Именно по этой причине альянс с государственными властями для нее действительно - вопрос жизни и смерти: необходимо заставить государство так или иначе оплачивать потребности церкви. Через оплату ведения священниками уроков в школе, через финансирование работ по сохранению и реставрации памятников культуры, находящихся в руках церкви, через передачу церкви приносящих доход туристических объектов (вроде Соловков), прямые дотации (строительство кафедрального собора в Петропавловске-Камчатском из средств резервного фонда президента РФ) и т.д.

Здесь все субъекты внутри РПЦ имеют единство видения, а потому вся организация действует последовательно и целеустремленно, не торопясь, продумывая свои действия на несколько шагов вперед – продавливая одну за другой структуры государственного аппарата, и близко не имеющие подобного качества целеполагания. Еще раз: раздражающее многих проникновение церкви в государство – это не идеология, тем более – не неправильная идеология, а экономика. Витальная экономическая потребность: иными способами обеспечить такую красивую жизнь невозможно.

И еще на один момент хочется обратить внимание. По сути, приход в РПЦ принадлежит священнику. Это его вотчина, практически – собственность. Он осуществляет в нем власть, принимает все решения и, главное, контролирует кассу. А прихожане должны подстраиваться под своего батюшку, жертвовать, оказывать ему техническую помощь, во всем ему подчиняясь и не требуя отчета, или же – в случае несогласия – искать другой приход. Всем это кажется настолько естественным, что представляется единственно возможным. Что не вполне так: во многих странах (и даже по советскому законодательству 1961 г.) распределение ролей иное: возглавляет приход, контролирует его финансы и принимает другие решения приходской совет (по-разному называемый), а священник – лишь приглашенный специалист, которому приход платит оговоренную зарплату. Если священник приход не устраивает – его можно уволить, попросив епархию прислать другого. Теоретически, приход вообще может поменять юрисдикцию.

Это, на мой взгляд, более честный и правильный порядок вещей в светском государстве, для которого церковь имеет смысл лишь постольку, поскольку удовлетворяет религиозные потребности граждан. А вовсе не как отдельная самодостаточная ценность.

См. также письмо в редакцию научного сотрудника Центра изучения Восточной Европы при Бременском университете Николая Митрохина и ответную реплику Льва Усыскина.

Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).