«Съезд прошел в очень хорошей критической и самокритической товарищеской обстановке. Была полемика, были споры, эмоции. Но это нормально. Наша партия продемонстрировала, что мы едины, и никакого раскола нет», – заявил журналистам вновь избранный председатель «Справедливой России» Сергей Миронов. Но за два дня партийных прений складывалось почему-то другое впечатление.
Еще до съезда было известно, что ряд видных эсеров недоволен теперь уже бывшим председателем партии Николаем Левичевым. Также многие них выступали за переход партии к открыто оппозиционному курсу. С наиболее резкой критикой выступала депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия», глава Санкт-петербургского отделения партии Оксана Дмитриева. В Питере эсеры недовольны Левичевым за провальную московскую кампанию по выборам мэра.
Уже в первый день съезда лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов не стал делать вид, что конфликта нет. После первых формальных докладов и приветствия Владимира Путина делегатам съезда, зачитанного главой управления внутренней политики администрации президента Олегом Морозовым, Миронов обрушился с критикой на Дмитриеву. Каждый год эсеры под ее руководством готовят проект альтернативного бюджета в противовес правительственному. Лидера справедливороссов возмутило, что в этот раз на документе было обозначено, что его авторами является «группа депутатов», а не фракция: «Я считаю, что это не по-товарищески как минимум, а на самом деле это просто вообще неэтично и неправильно…».
Оксана Дмитриева выступила с жестким ответом. Депутат заявила, что конкурентоспособная партия должна быть оппозиционной, профессиональной и последовательной. На примере законопроекта по РАН она намекнула, что «Справедливая Россия» сейчас такой не является: «Невозможно говорить о том, что мы против реформы РАН, и одновременно голосовать за закон об этом реформировании. Люди все это прекрасно видят…».
Был ответ Миронову и по поводу бюджета: «Что должны думать профессионалы, работающие над альтернативным бюджетом, когда лидер партии пишет о том, что она демонстрирует свой политический непрофессионализм и некомпетентность?». В конце парламентарий заявила, что ее отделение партии всегда добивается больших результатов по стране, чем вся партия: «Питерское отделение фронтовое… Создание партии «СР» началось с выигранных 22% питерского отделения в региональном заксобрании. И эти фронтовики…». Закончить депутату не дали. Всем выступающим выделялось ровно пять минут, после чего микрофон выключался. Николай Левичев предложил добавить Дмитриевой «минутку», но она гордо ушла под громкие аплодисменты со стороны ряда сопартийцев.
Дмитриеву поддержал депутат Госдумы Валерий Зубов: «Нужно вернуться к тому мандату, который нам выдали в декабре 2011 года. Мы оппозиция… Но мы должны стать оппозицией, которая ведет вперед!». Парламентарий резко выступил против попыток договориться с действующей властью: «Все эти переговоры и шушукания ничего не стоят. Когда начинается драка, лучше получить в морду, чем слишком рано убежать!».
Для будущих побед Зубов предложил опираться на региональных лидеров. Он попытался провести поправки в устав партии, согласно которым 50% бюджета отойдут региональным отделениям, 25% – федеральному. Оставшиеся 25% должны, по мнению политика, пойти на совместные проекты. Но Миронов эти предложения не поддержал, велев в течение ближайших месяцев подготовить положение о более справедливом распределении средств партии.
Выступления Зубова и Дмитриевой были самыми радикальными. Только они вступили в спор с Мироновым. Остальные сторонники изменения курса не атаковали основателя партии.
Депутат астраханской облдумы Олег Шеин заявил о том, что партии не стоит ограничиваться парламентской деятельностью: «Наша фракция вносит правильные, верные, необходимые законопроекты. Но через фальшивое, ворованное большинство «Единой России» все эти предложения отклоняются. У избирателей возникает вопрос: «Смысл голосовать за эту партию, если у нее ничего не получается? Есть случаи, когда люди с помощью своей организации заставляли власть отступать - вспомните историю, связанную с борьбой против закона о бешеных штрафах за прописку». Шеин считает, что избиратели ждут от «Справедливой России» активных действий: «Мы должны показать себя не как партия слова, а как партия социального и коллективного действия».
Депутат Госдумы Илья Пономарев напомнил коллегам о левой идеологии «Справедливой России» и о том, что в 2011 году на съезде раздавались белые ленточки. По его мнению, именно разговоры о соглашательстве являются «оппортунизмом» для эсеров. Парламентарий призвал сопартийцев последовать примеру британских лейбористов, которые встали на сторону «рассерженных» горожан, благодаря чему смогли объединить все самые прогрессивные слои общества и надолго захватить власть в стране. А вот от дискуссии о том, кто должен быть лидером, Пономарев в выступлении дистанцировался, хотя его позиция известна. Он против Левичева, но за Миронова.
К возвращению на оппозиционный курс призвал также депутат Госдумы Валерий Гартунг. Он предостерег против с заигрываний с «Единой Россией»,так как «она все равно кинет».
Несколько забавным оказалось выступление депутата Госдумы от фракции «Справедливая Россия», делегата от Иркутского отделения эсеров Андрея Крутова. Он критиковал конкретно позицию Николая Левичева как председателя партии. Начал он, правда, со странных «комплиментов» своему коллеге: «Левичева, наверняка, ценят в администрациях, в том числе в администрации президента».
Крутов еще процитировал главу московского регионального отделения эсеров Александра Агеева: «Основными преимуществами Николая Владимировича (Левичева – Полит.ру) являются подходящий возраст, внутренняя интеллигентность, академический склад ума, а также внешняя худощавость». Все это нужно было, чтобы в конце заявить, что этих качеств для лидерства в партии недостаточно. После этого депутат похвалил Оксану Дмитриеву, заявив, что многие люди видят лидером ее, но завершил свою речь уверенным заявлением, что возглавить партию может только Сергей Миронов: «Так мне объясняли старшие товарищи. На то они и старшие товарищи, им виднее».
Однако доминировали другие выступления. Как по спланированному сценарию, десятки региональных делегатов обрушивались на критикующих. Кто-то ссылался на свой предпринимательский опыт и уверял, что начальство обсуждать нельзя. Другие говорили, что надо было не критиковать результаты Левичева, а помогать ему во время московской кампании. «Не надо уподобляться твиттерным ботам, списывая неудачи в своих регионах на Москву. Нам надо говорить о победах… Надо приходить к компромиссам, ведь партии «Справедливая Россия» сегодня приходится плыть против течения в серной кислоте!», – вещал со сцены депутат Госдумы Михаил Сердюк.
Большинство выступающих лишь непрозрачно намекали, что выступают против Дмитриевой, а депутат Госдумы Елена Мизулина открыто предложила главе питерского отделения отправиться в Сибирь для работы на благо «Справедливой Росси».
После первого дня съезда Дмитриева сказала, что ей прения напомнили времена КПСС: «После 1985 года я не предполагала, что в своей будущей политической жизни буду слышать такие выступления. В некоторых вопросах происходящее мне напомнило возврат к каким-то тридцатым годам». Правда, некоторые выступления политик назвала мужественными.
Объяснение большому количеству выступлений в поддержку руководства эсеров и последующему голосованию можно искать в представленности на съезде регионов. Бывший член «СР», экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков ранее объяснял «Полит.ру», что на съезде наибольшие делегации будут от подконтрольных Левичеву и Миронову партийных организаций. Действительно, больше всего делегатов оказалось от республики Бурятия и Ростовской области (по 35 человек). Следующей после них шла Москва с 18 делегатами.
На следующий день голосованием съезда Оксана Дмитриева не вошла в президиум центрального совета (главный постоянно руководящий орган партии, по новому уставу). Только 130 человек проголосовали за нее. Но из зала она выходила в довольно оптимистичном настроении. Она акцентировала внимания на том, что голосование было открытым, а значит 130 делегатов смело и мужественно поддержали ее.
Просто в центральный совет Дмитриева все-таки вошла. Кстати, сенатор от Санкт-Петербурга в Совете Федерации Вадим Тюльпанов предложил после событий съезда перейти ей в «Единую Россиию». Но эсер считает, что это, скорее, шутка. По ее словам, в преддверии муниципальных выборов в Санкт-Петербурге она не собирается бросать товарищей.
На вопрос «Полит.ру» о том, как она собирается продолжать свою деятельность, Оксана Дмитриева процитировала поэта Константина Симонова: «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!».
Валерий Зубов в президиум вошел, но выглядел даже более усталым, чем Дмитриева. «Пока у меня впечатление, что серьезных изменений не произошло. И на серьезные задачи партия замахнется не скоро. В руководящих органах принципиально ничего не изменилось. Надо обдумать то, что произошло. Утро вечера мудренее».
Попал в президиум и Олег Шеин – он стал секретарем по социальным движениям. Настроен Шеин оптимистично и считает, что съезд прокладывает дорогу к возможной корректировке курса партии. Руководством партии и живым обсуждением на съезде он также доволен, хотя и поддерживал Оксану Дмитриеву на выборах в президиум ЦС. По его мнению, съезд дал задел для серьезной дискуссии, которая будет идти ближайшие полгода. На вопрос корреспондента «Полит.ру» о том, обнажил ли съезд наличие двух разных тенденций развития внутри «Справедливой России», политик ответил загадочно: «Мне не совсем правильно комментировать эту ситуацию изнутри. Вам со стороны виднее».