Прошло почти полгода с тех пор, как Красноярский городской суд приговорил физика Валентина Данилова к 14 годам лишения свободы. Приговор был вынесен судьей Афанасьевым на основании единогласного обвинительного вердикта присяжных заседателей. Двенадцать “судей народа” признали, что Валентин Данилов виновен в государственной измене (выдаче гостайны представителю иностранной организации (275 ст. УК РФ)) и в мошенничестве(159 ст. УК РФ). Данилов обжаловал приговор суда в Верховном Суде России. Ожидая в Красноярском СИЗО рассмотрения дела в кассационной инстанции, он дал эксклюзивное интервью “Полит.ру”. Материал подготовлен Зоей Световой.
Был ли для Вас неожиданным вердикт второй коллегии присяжных? Ведь присяжные, рассматривавшие ваше дело в конце 2003 года, вынесли оправдательный вердикт
Обвинительный вердикт, вынесенный единогласно, не был для меня неожиданным. Я о таком развитии событий сказал еще 9 июня 2004 в прямом эфире телеканала НТВ. Именно в этот день Верховный Суд отменил оправдательный приговор.
Я знал: то, что последует, нельзя будет назвать судом. К суду это мероприятие не имело никакого отношения. Я знал, что будет обвинительный приговор, так как совершенно необоснованно был отменен оправдательный приговор, а отсюда простая логика: если можно необоснованно отменить оправдательный приговор, то можно необоснованно вынести и обвинительный. Если бы обвинительный приговор не был предопределен, то незачем было бы отменять оправдательный.
Каковы, по вашему мнению, перспектива рассмотрения дела в кассации?
Я оптимист и надеюсь, что справедливость все же восторжествует: незаконный приговор будет отменен, а дело прекращено.
Хотелось бы отметить, что меня признали виновным в государственной измене в форме выдаче государственной тайны Китаю. Китай является дружественным нам государством, между Россией и Китаем заключен договор о дружбе и сотрудничестве. ???
Соответственно, если Верховный Суд отклонит нашу жалобу об отмене приговора, то он вступит в силу, а, значит, Россия признает, что Китай вовсе не дружественное нам государство, так как ведет враждебную деятельность против России. Если ВС утвердит приговор, то России надо будет отменять договор с Китаем. Иначе нет логики.
Оказывали ли на вас давление представители прокуратуры или ФСБ? Пытались ли вас, как Игоря Сутягина убедить в том, чтобы вы признали свою вину или попросили о помиловании?
На меня давления никто не оказывал. Что на меня давить?! В чем я могу признаться? Я никаких преступлений не совершал, поэтому давить на меня бесполезно.
Чем Вы занимаетесь в тюрьме?
Для меня очень прискорбно, что в тюрьме сложно заниматься физикой. Общение с коллегами практически невозможно, нет соответствующей литературы. Поэтому я читаю художественные книги. Недавно прочитал роман Харуки Мураками. Помогаю в юридической защите сокамерникам, тренирую память, совершенствую английский.
Еще пытаюсь продвигать границы соблюдения прав человека в тюрьме. Арестованные имеют право на телефонные разговоры. Это предусмотрено законом, но на практике не выполняется. Я добился того, чтобы мне разрешили звонить домой.
У меня есть реальные проекты. Поскольку я физик, то в своей основе они имеют выход на технологии. Но, к сожалению, пока эти проекты невостребованы. Конечно, я имел бы больше шансов их реализовать, находясь на свободе.
За те два года, что я не сидел в тюрьме (первый раз Данилова арестовали в феврале 2001 года; через полтора года отпустили под подписку о не выезде – “Полит.ру”), я запатентовал два проекта. Суть их состоит в том, как сделать алюминиевое производство в России самым экологически чистым в мире. Находясь в тюрьме, я получил два патента на эти проекты и я знаю, что на КрАЗе компании "Русал" уже начат процесс по внедрению технологий, разработанных мной.