будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Страна

Эта возня окончательно подорвет силы научных учреждений

Мы публикуем реплику (письмо в редакцию "Полит.ру") доктора физико-математических наук, профессора С.М. Семенова по поводу краткого обзора хозяйственного состояния сферы науки, опубликованного в Полит.ру. Нам кажется важным опубликовать эту частную реплику, с тем чтобы уравновесить некоторые акценты нашей прошлой публикации: действительно сложность проблемы пока существенно превышает уровень обсуждения.

"Полит.ру" планирует всерьез обсудить тему реформы сферы науки. Проблема для организации публичной полемики пока состоит в следующем. Оба проекта реформы (правительственный и Академии Наук) хотя где-то и существуют, но научная общественность пока питается лишь слухами, причем тревожными. Есть также гипотеза, что данные проекты – это вовсе не проекты реформ, а что-то другое (сумма лоббистских влияний, абстрактная схема, просто недоделка). Судя по всему, такое же впечатление есть и у Экспертного управления Администрации президента, объявившего открытые конкурсы на проекты реформ.

Пока понятна правительственная постановка проблемы: нерациональное устройство хозяйства науки. Отсюда есть базовое предположение, что можно финансировать существенно лучше, но зато только тех, кто действительно занимается делом. И вроде бы никто не против такого простого оптимизаторского подхода, только понятно, что этого соображения, мягко говоря, недостаточно. Сразу возникает вопрос – как устроить управление реформой, кто будет “держать” цели и знать, что закрывать, а что развивать. Но, судя по всему, главное обсуждение между чиновниками правительства и чиновниками от науки – это борьба за имущество Академии Наук, о чем и наш обзор, и это письмо.

Пока известные деятели науки не слишком охотно комментируют ситуацию – потому что привыкли комментировать нечто реальное, а не слухи и общие соображения. Однако отмечают, что и в Министерстве образования и науки произошли внешне очевидные сдвиги к лучшему - появился внятный сайт министерства, на котором можно найти даже условия конкурсов в рамках государственных целевых программ. Проблема только в том, что механизм целевых программ в науке по опыту оказался малоэффективным, и наши собеседники в научной среде связывают это в том числе с фигурой секретаря Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, директора Института кристаллографии РАН, члена-корреспондента РАН Михаила Ковальчука, из научных достижений которого широко известны только хорошие деловые отношения с Владимиром Путиным. Одним из показателей малоэффективности подобдных методов является то, что как бы прозрачные конкурсные процедуры выигрывают учреждения. руководимые чиновниками, причастными к организации этих конкурсов. Так, среди победителей оказался Институт кристоллографии, руководжимый тем же Ковальчуком. При этом проблема не а персоналиях, а в системе, допускающей обретение ими подобной роли.

См. также:

  • Последняя реформа президента Путина
  • О физиках, высоком начальстве и шпиономании
  • “Новые эпохальные реформы”: обзор походов

Письмо профессора Семенова:

Во вторник 17 мая 2005 г. на вашем сайте появилась статья  "Наука меняет лицо" (от 6 мая 2005).Я не стану сильно упрекать автора в одностороннем анализе весьма сложной проблемы - реформы отечественной науки. Естественно, что в кратком материале нельзя охватить все ее стороны. Однако сделанный "макроэкономический" анализ состояния нашей науки создает (может быть и непреднамеренно) неправильное и вредное представление о действительном положении вещей.

Не буду здесь обсуждать все цифры, которыми изобилует публикация. Приведу лишь одну цитату: "По абсолютной численности научных сотрудников Россия на 1 месте в мире, а по конкурентоспособности - на 70-м. В общем-то это позор". Оставим первую оценку на совести автора публикации (хотя это совершенно неверно), а обратимся ко второй. Как это подсчитано? Это в среднем по всем областям науки, по гуманитарным наукам, по естественным наукам? Как получена эта оценка: по количеству публикаций, по "спросу" на наших специалистов в западных научных центрах, по количеству полученных международных грантов, премий? Заявляя такое, надо все до конца объяснять, иначе такие оценки звучат оскорбительно.

Я работаю в области климатологии и экологии более 30 лет. Даже в теперешнее жуткое для нашей науки время группа моих сотрудников с редкой преданностью и самоотверженностью продолжает работать. Мне хорошо известен уровень мировой науки в нашей области, и получаемые моими коллегами результаты соответствуют мировому уровню. Об этом можно судить и по публикациям в рецензируемых изданиях, в том числе, зарубежных, и по работе в международных группах научных экспертов. И моим коллегам будет очень невесело читать статью, в которой им сообщают, что они лишь 70-е в мировом рейтинге. Разумеется, они скорее поверят мне, а не автору статьи, но настроение будет испорчено. Мне не кажется, что таким способом редакция помогает нашей науке в трудную минуту.

Если уж есть время и силы вникать в положение отечественной науки, то надо понять, прежде всего, что она бывает фундаментальной и прикладной. Сильно огрубляя ситуацию, можно считать, что прикладная наука формулирует задачи для фундаментальной, а практика формулирует задачи для прикладной науки. Количество запросов от практики к прикладной науке определяется уровнем наукоемкости процессов производства товаров, предоставления услуг, принятия управленческих решений. Во всех странах развитию экономики сопутствует увеличение уровня этой самой наукоемкости, поскольку это способствует конкурентоспособности товаров и услуг и эффективности управленческих решений. Если у нас это не имеет место, Правительство должно такое увеличение стимулировать, а не распекать ученых, что они мало внедряют (в моей молодости всегда требовали от НИИ так называемые акты внедрения результатов, которые чаще всего были просто пустыми формальными бумажками). Увеличение наукоемкости приведет к созданию реального заказа для прикладной науки, а последняя сформирует заказ для фундаментальной.

Только так можно выйти из современного кризиса нашей науки, прекратить распад научных групп и избежать утраты ценного интеллектуального потенциала. Никакие реформы собственности научных учреждений, передел их недвижимого имущества (что, по-видимому, наиболее интересно большинству "реформаторов" из ненаучных сфер), а также создание советов и комитетов по управлению научными учреждениями, здесь не помогут. Более того, вся эта возня окончательно подорвет силы научных учреждений и отвратит молодежь от научной карьеры (во всяком случае, в России).

Российскую науку держат впроголодь уже 15 лет (зарплата в 100 евро в месяц считается хорошей). Высокие лица объясняют, что у страны есть более приоритетные задачи. Тем моим коллегам, которым в начале кризиса (датируем его 1990м годом) было 30, теперь 45. Они сейчас в моей группе самые молодые. Работают много и эффективно, хотя, конечно, все подрабатывают, чтобы жить и работать в науке. Такое вот "самофинансирование"! Хочется сказать господам-реформаторам науки, что стоять "при Фермопилах" 15 лет есть нагрузка запредельная. Поэтому высказываться, в том числе в средствах массовой информации и интернет-изданиях, лучше более профессионально, аккуратно и доброжелательно. Хотел довести это свое мнение до сведения редакции, а также до автора.

С уважением

С.М. Семенов,

доктор физико-математических наук, профессор

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).