будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Страна
Черкасов Александр

Этот поезд в огне-

Седьмое декабря в России - день траура. И не важно, что официально он не объявлен.

В предвыборной кампании 2003-2003 годов есть фигура умолчания. Практически отсутствует тема борьбы с терроризмом и сепаратизмом, бывшая основой кампании 1999-2000 годов "маленькая победоносная" вторая чеченская война. Естественно - на пятом году война уже не выглядит ни маленькой, ни победоносной. За два дня до выборов эта тема снова ворвалась в нашу жизнь.

Взрыв, прогремевший без восьми минут восемь в электричке Пятигорск-Ессентуки, унес жизни по крайней мере сорока двух человек, около ста шестидесяти ранены v в основном студенты, ехавшие к началу занятий.

Террор в России продолжается. Прошедший год показал: поезд, автобус, просто толпу могут взорвать в любом уголке страны. Этот взрыв - послание каждому из нас, поскольку каждый из нас мог быть на месте погибших вчера.

Вновь возникают вопросы, и прежде всего: что происходит на самом деле и что это значит для всех нас?

*****

Почему я молчу? Почему не кричу? Молчу...

Электричка везет меня туда, куда я не хочу!


Виктор Цой


Вряд ли тот, кто не был в злосчастной ессентукинской электричке, может представить себе этот чудовищный террористический акт. И тот, кто там был, тоже не может. Число погибших и пострадавших - на грани доступного человеческому воображению. Но у нас почти привыкли к восприятию этих цифр как некой абстракции. Такой взгляд, наверное, тоже допустим и даже необходим... если только этот трезвый анализ не отменяет человеческого сочувствия и сострадания. Необходимо понять: что изменилось? Или же - чего мы не осознавали?

Нам снова напомнили, что террор существует не только в новостях, которые "не совсем жизнь". И не только в Чечне, которая, как ни крути, воспринимается большинством наших соотечественников как "не совсем Россия". За последние четыре года терроризм в нашей стране отнюдь не был побежден. Наоборот, именно за время путинского правления он был не только имматрикулирован в информационном пространстве, но и институирован в жизни реальной. Причем проникновение террора в жизнь явилось в немалой степени следствием, скажем так, неаккуратного поведения в мире символов, сознательной подмены понятий...

*****

В ходе расследования взрывов в Моздоке, Москве, Магасе, прошлогоднего теракта на Дубровке следствие пришло к неутешительным выводам. Хотя "контртеррористическая операция" в Чечне длится уже пятый год, террористическое подполье не только не уничтожено, но расширилось и усилилось. Формулировки вроде "в результате проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе резко возросла угроза совершения террористических актов" и ранее проскакивали в официальных документах силовых ведомств и прокуратуры. Тут же оказалось, что следы ведут, по крайней мере, не только в Чечню - география была шире: от Дагестана до Карачаево-Черкессии.

В частности, к предыдущему взрыву на железной дороге в регионе Кавминвод, судя по всему, были причастны местные карачаевские ваххабитские общины. Взрывы 1999-го года, кстати, также обычно приписываются карачаевским "истинным мусульманам". В начале памятного года репрессии привели к тому, что в чеченский сепаратистский анклав, недоступный для российских силовиков, "совершили хиджру" (а попросту v бежали) местные ваххабиты, числом от нескольких десятков до полутора сотен, прежде всего - молодежь. Годом ранее, в 1998-м, таким же путем и по тем же причинам в Чечне оказались ваххабиты дагестанские - только их было раз в десять больше, и в августе-сентябре 1999-го они в составе отрядов Басаева и Хаттаба открыто вторглись обратно в Дагестан.

С карачаевскими ваххабитами сложнее: да, они тоже попадали в общины-"джамааты" и лагеря подготовки боевиков. Да, они возвращались в Карачаево-Черкессию, отсидевшись в Чечне несколько месяцев. Это (единственное!) удалось доказать следствию в суде 2002 года в отношении нескольких человек, которых ранее объявляли причастными к московским и волгодонскому взрывам. И хотя о причастности тех же Хаттаба и Басаева к взрывам говорилось куда больше, доказательств тому до сих пор нет. И Деккушев с Крымшамхаловым, которых теперь судят в Москве, показывали на следствии: руководил всем Ачемез Гочияев, а отнюдь не чеченцы или ФСБ. Тогда, в сентябре, организаторами и исполнителями взрывов были названы еще несколько человек, но они, если верить следствию, вновь скрылись в Чечне (а куда еще было им податься?), где и погибли.

То есть с началом "второй чеченской" террор был если не побежден, то взят в кольцо и локализован на одной тысячной территории России.

После теракта на Дубровке стало ясно, что война отнюдь не ограничена административными границами Чечни. Непонятно, на чем до этого основывалась такая уверенность - ведь ранее уже все было: Кизляр в январе 1996-го и Буденновск в июне 1995-го. Последний, кстати, отнюдь не был целью Басаева - в город, к отделу внутренних дел, грузовики с его отрядом привели сами местные милиционеры, проявившие бдительность на прасковейском посту. Каков же был пункт назначения, остается догадываться. Якобы в аэропорту Минеральные Воды Басаева ждал чартерный рейс на Москву...

2003-й год принес новые неприятные открытия. Через Знаменскую и Моздок террор вновь пришел в Москву v в Тушино и на Тверскую-Ямскую. Стало ясно, что Дубровка отнюдь не была досадной случайностью. Потом вновь был Моздок, Магас, первая взорванная электричка на Ставрополье.

Выводы следствия настораживали. "Пояса шахидов" изымали в подмосковных дачных поселках. Следы терактов вели отсюда отнюдь не только в Чечню, но и в другие республики Кавказа. Так, одной из "норд-остовских" террористок документы выправили в Кабардино-Балкарии, и это была не единственная зацепка.

При проверке одного из адресов в районе Баксана произошел бой. Как признавались сквозь зубы представители российских силовых структур, в приэльбрусье на каникулах побывал - и успешно ушел - все тот же Шамиль Басаев со товарищи (Басаев и сам этого не отрицал). Это было тихое ЧП - даже по сравнению с прошлогодним рейдом Гелаева из Панкисского ущелья через Ингушетию и Северную Осетию.

Оказалось, что чеченские террористы (именно террористы, а не сепаратисты вообще) опираются отнюдь не на ?Аль-Каиду?, не на мировой интернационал радикальных исламистов, не на закордонные базы - но на разветвленную подпольную интернациональную сеть здесь, в России. И за четыре года эта сеть не уничтожена и не ослаблена, проблема терроризма не решена.

*****

С самого начала "второй чеченской", с осени 1999-го, власть последовательно подменяла понятия "терроризм" и "сепаратизм". Для восстановления контроля над сепаратистским анклавом был использован режим "контртеррористической операции" - лишь потому, что этот правовой режим не требовал утверждения парламентом.

Между тем на тот момент экстремисты и террористы составляли в Чечне маргинальное меньшинство. В ноябре 1999-го для подавления террористов и экстремистов Аслан Масхадов, лидер чеченских сепаратистов, был готов de facto отказаться от независимости и передать верные ему отряды под федеральное командование. Федеральное руководство оставило эти предложения без ответа, последующие полгода крупномасштабных боевых действий объединили все силы чеченского сопротивления.

В мае 2000 года, когда "большая" война закончилась, а партизанская еще не началась, у федеральной стороны вновь возникла возможность изолировать террористов с помощью переговоров - разумеется, с позиции силы - с умеренными сепаратистами, прежде всего - с масхадовским парламентом. Переговорщиков тогда "исчезли", на Чечню посадили казавшегося лояльным Кадырова. Сепаратистов начали отлавливать в ходе жестких "зачисток". За два-три года массового неизбирательного насилия "федералы" создали экстремистам обширную мобилизационную базу. "Мобилизованная" таким образом молодежь при этом шла прежде всего к радикалам. "Машина смерти" оказалась "вечным двигателем" с КПД, заметно большим единицы...

В прошедшем году с сепаратизмом в России вроде бы было покончено - новая конституция, новый президент v все чин-чинарём. Только вот выборы были странные - народ от них все больше бежал. И новоизбранный президент все больше прячется от благодарного электората умиротворенной республики.

Вот и борьба с террором примерно столь же успешна...

Подмена понятий никогда не проходит безнаказанно. Вместо того, чтобы отделить друг от друга две и без того сложные и, в общем, очень разные проблемы - чеченский сепаратизм и радикальный исламский террор - федеральная власть постаралась все смешать, дабы "запутать своих и сбить с толку остальных".

Со словами вообще надлежит быть особенно аккуратными - неосторожно произнесенное имеет свойство сбываться и материализовываться. Накануне "первой чеченской" говорили о бандитах и похитителях людей - тогда это не было правдой, но сбылось после 1996-го. Перед "второй чеченской" заговорили о терроре - "борьба с терроризмом" не в последнюю очередь служила для укрепления режима. Но теперь мы пришли к тому, что в России и правда существует террористическое подполье - на Кавказе, и от Кавказа до Москвы. И Шамиль Басаев без особых проблем отдыхает вдали от "контртеррористической операции", на лоне природы...

*****

Итоги неутешительны. Шулерство в мире понятий привела к двойному проигрышу в реальной жизни. С чеченскими сепаратистами - ситуация патовая. Террористы же, на время отступив, теперь перешли в наступление. Спецслужбы и прокуратура тем временем отчитываются муляжом "левого террора" - "новой революционной альтернативой"...

Наше сегодня проходит между Сциллой и Харибдой. Харибдой безмерно усилившейся полицейщины, довлеющей над обществом, но бессильной это общество защитить. Многоголовая же Сцилла v террористы, способные нанести удар "здесь и сейчас".

Килограммы взрывчатки, обложенные готовыми убойными элементами - болтами М6, - лежали в вагоне, битком набитом студентами.

Это мог быть вагон метро. Или автобус. А мы - на их месте. Тикают часы, или пикает пейджер, или кто-то держит палец на кнопке. А машинист невозмутимо ведет поезд вперед, к разрушенному мосту. И мы все - заложники этих двоих.

"Электричка везет меня туда, куда я не хочу..."

Черкасов Александр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).