«Расследование» Аркадия Мамонтова о Pussy Riot и его обсуждение — продукт в жанре мокьюментари. Почти как «Полное затмение» Лошака на НТВ. Стремясь истово защитить РПЦ от «атаки на Церковь» такими продуктами, телепропагандисты делают только хуже. Раскалывая общество, пропаганда де-факто работает на стагнацию в развитии страны.
Против Русской православной церкви ведется откровенная война. Ее ведут люди, называющие себя сторонниками церкви и патриарха, государственниками, патриотами. Большего зла, чем таких сторонников, Церковь вряд ли могла себе представить. Разве только сам Нечистый бы вмешался в процесс защиты РПЦ.
Накануне граду и миру был явлен очередной и, вероятно, самый сильный «шедевр» квази-защитников Церкви. Речь о программе Аркадия Мамонтова «Специальный корреспондент», посвященной «панк-феминисткам» из группы Pussy Riot.
Фактически в прайм-тайм, в 11 часов вечера, зрители телеканала «Россия» могли вынести из эфира одну простую мысль — акция «панк-феминисток» является тайным, но крайне неудачным планом Бориса Березовского. С целью подорвать у россиян веру в Бога и разрушить российскую государственность.
В категориях рационального обсуждать программу крайне сложно. Зрителям был явлен поток нелепых суждений и откровенно халтурно слепленных обвинений. Если разговор изначально исходит из позиции «кощунницы или просто хулиганки», а в процессе программы вопрос «хулиганства» даже не обсуждается, то, вероятно, сложно было ожидать другого в принципе. Поэтому тут следует сначала обсудить жанр программы.
Недавно широкая общественность узнала о жанре под названием «мокьюментари» - фальшивом документальном фильме. Узнала из серии программ за авторством Андрея Лошака, в которых пародировался фирменный стиль «расследований» телеканала НТВ. Получилась своеобразная «анти-анатомия протеста». С «голубым лобби», выдуманными православными олигархами и депутатами Госдумы, страшным «зомбоящиком» с зомбирующим население Анатолием Вассерманом, вирусом нацизма и иными пугалками в духе желтой прессы. Только с доведением всего этого до полного абсурда.
Мамонтовская программа — это не круче программ Лошака, это их исходник. «Березовский спланировал развал российской государственности и замыслил лишить россиян веры в Бога» - это не слабее «коварного плана Даллеса» и жаждущего развалить Россию «голубого лобби». Получается у Мамонтова тоже мокьюментари, только с абсолютно серьезным видом.
В программе Мамонтова в принципе не была отражена альтернативная точка зрения и типа «позиция Pussy Riot». Такое себе даже профессиональные телекиллеры, вроде Караулова и «классического» Доренко, редко позволяют. Не было в «расследовании» про Pussy Riot самих «панк-феминисток», была подделка с выдранными из контекста заявлениями адвоката Фейгина.
Были ряженые казаки, были непонятные активисты, выступающие против акционисток, был целый обозреватель газеты «Известия» и прочая возмущенная публика. И естественно — «деятели культуры», как один православные и оскорбленные. И все осуждали, протестовали, решительно порицали. Тем больше все действо напоминало пародию Лошака.
Когда певица Вика Цыганова начинает говорить, что «культура в России находится в упадке» - как это может воспринимать нормальный человек? Сложно представить себе слова «Цыганова» и «культура» в одной фразе, разве что «Вика Цыганова как признак упадка культуры в России». Продюсер Иосиф Пригожин, упрекающий продюсеров концерта Мадонны, в бездуховности и стяжательстве. Сложно представить себе слова «Пригожин» и «духовность» в одной фразе (хотя и проще, чем в случае Цыгановой). Жена Пригожина певица Валерия в качестве эксперта и представителя православной общественности — как это можно всерьез воспринимать?
Или писатель Юрий Поляков вдруг говорит, будто в презрении общества к РПЦ виновата госполитика и лично прежний министр культуры Авдеев. По мысли Полякова, Авдеев виноват в том, что в России была «выставка Гельмана» «Осторожно, религия!», а арт-группу «Война» наградили «премией министерства культуры». Оба заявления, мягко говоря, не соответствуют действительности. Выставка «Осторожно, религия!» и вовсе была в 2003 году, при поза-позапрошлом министре культуры, но в эфире Мамонтова очевидная нелепица, в отличие от позиции хоть каких-то защитников Pussy Riot, прозвучала.
Впрочем, фишка ровно в том, что значительная часть населения — если не подавляющее большинство — никакого насилия над здравым смыслом в программе не увидит. Иосиф Пригожин в представлении аудитории и впрямь многодетный отец и православный, а Вика Цыганова — представитель культурной общественности. И Pussy Riot, несомненно, кощунницы. В этом смысле Мамонтов попадает в «свою» аудиторию. Может быть даже сам верит в свою залихватскую конспирологию.
Даже «продвинутые» интернет-пользователи на фильм Лошака реагировали в духе «опять НТВ выпустило свою пропаганду». Не усмотрели никакой иронии. А у Мамонтова еще и искренне все, по-звериному серьезно.
Если целью было позлить «прогрессивную общественность» - цель наверняка была достигнута. Если продемонстрировать, что Мамонтов давно перестал быть тележурналистом - тоже. Ну и о замещении всякой мало-мальски грамотной тележурналистики довольно ходульной телепропагандой много уже было сказано за последние годы.
Однако имеется и иной эффект, куда более неприятного свойства. Продукты условного Мамонтова и прочих добровольных защитников «Царя, Веры и Отечества» хотя бы в силу их качества радикализуют и без того непростые отношения в российском обществе. Потому как, посмотрев Мамонтова, начинаешь и впрямь сочувствовать Надежде Толоконниковой. Ну или ненавидеть «кощунниц». Не остается в этом черно-белом мире (при цветном, казалось бы, телевидении) места для иной позиции. «Если Евтушенко против колхозов, то я - за колхозы», и никак иначе.
Когда Владимир Путин говорит, что для молодежи нормой должен быть патриотизм, он, разумеется прав. Только патриотизм в понимании Мамонтова (и кажется даже, что и Путина тоже) — странная вещь. Вряд ли национальный проект, в котором Вика Цыганова отвечает за культуру, может всерьез претендовать на успех. Скорее, он обречен на провал, безо всякого «влияния извне».
Церкви, государству, Путину с Медведевым такая «поддержка» только во вред. «Опора на консервативное большинство против продвинутого меньшинства» ни разу, кажется, в истории России не давала искомые «стабильность» и тем более развитие на длительном временном промежутке. А вот радикальные перемены в качестве последствия такой политики вполне имели место.