будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
местное самоуправление
Июль 15, 2025
Страна

Фальсификации и доминирование: почему в России усиливается кризис представительства

Фальсификации и доминирование: почему в России усиливается кризис представительства
11
Земский съезд 1905 года

22-23 мая в Великом Новгороде пройдет «Земский съезд». На нем соберутся муниципальные депутаты со всей страны. В преддверии мероприятия его участники опубликовали доклад под названием «Качество политического представительства в современной России». О том, почему в нашей стране усиливается кризис политического представительства, и главное — что делать в этой ситуации? — читайте в нашем обзоре. 

Кризис политического представительства в России: почему он стал возможен?

Авторы доклада отмечают, что именно кризис политического представительства в России — основа для множества опасных тенденций. Россияне хотят быть представленными, хотят, чтобы их голос был услышан и учитывался властью при принятии политических решений. Однако политическое представительство в нашей стране все сильнее искажается. 

«Чем сильнее разрыв между теми, кто представлен, и теми, кто в тени, тем жестче становится конфликт, не находящий выхода в институтах репрезентации. Сверхконцентрация власти, несменяемость элит, резкая поляризация общества, раскалывающая семьи, рост политического насилия — все это становится возможным потому, что органы власти не представляют общество. Репрессии — способ сдержать нарастающий разрыв представительства в условиях, когда элиты боятся дать голос непредставленным», — считают авторы доклада. 

Исследователи утверждают, что искажение как предпочтений, так и представительства определенных групп населения — сознательная стратегия и сущностная характеристика политического режима.

Но как достигается этот критический перекос на выборах? Первый способ — ограничение допуска кандидатов на выборы со стороны властей. Не допустить к гонке потенциального кандидата могут из-за наличия вида на жительство за рубежом, погашенной судимости или даже из-за счета в иностранном банке. 

Ограничительным барьером является и то, что в России можно по закону отменить избирательный залог. Это приводит к массовым отказам в регистрации кандидатов по подписям.

Второй способ, с помощью которого достигается искажение политического представительства, — это фальсификации на выборах. В результате у избирателей формируются неверные представления о политических предпочтения в обществе. К тому же само знание о том, что выборы часто фальсифицируются, снижает желание и готовность россиян участвовать в политической жизни страны. 

Как встроенные ограничения политической системы ведут к искусственному доминированию одной партии 

Авторы доклада отмечают, что политическая система в России содержит в себе ряд ограничений, из-за которых адекватное представительство становится невозможным. И как результат оно ведет к доминированию одной парти. Первое ограничение — отсутствие прямых выборов. 

Сегодня гражданами избираются 75 из 85 глав региональных администраций. В остальных 10 регионах они избираются парламентами. Однако возможность баллотироваться сильно ограничивает муниципальный фильтр. При этом Верхняя палата парламента (Совет Федерации) не избирается на прямых выборах и не подотчетна гражданам, сказано в отчете. 

Наряду с этим искусственное доминирование одной партии становится возможным из-за непропорционального представительства регионов — это второе ограничение. 

Например, самый большой избирательный округ в 23 раза больше, чем самый маленький. На Чукотке 1 депутат Госдумы приходится на 35 тыс. избирателей, а в Астраханской области — на 747 тыс. избирателей. В Москве и Московской области же наоборот наблюдается недобор депутатов — их на 11 человек меньше, чем должно быть в соответствии с численностью населения в этом регионе. 

Третье ограничение — манипуляции с партийной системой. В последние годы в России сокращается количество партий, которые имеют право участвовать в выборах: с 75 в 2016 году до 41 в 2020 году. 

Ситуация осложняется еще и тем, что создать новую партию в России — это крайне непростая задача. Но создать партию — это лишь часть дела. Сохранить статус уже зарегистрированной партии — вот следующий шаг. Однако требования для этого запредельно высоки, говорится в докладе. 

Новые медиа как площадка реальной политической борьбы 

Все вышеперечисленное ведет к тому, что россияне теряют интерес к участию в политической жизни. В итоге снижается и уровень политической осведомленности населения. К тому же ограничения на свободу собраний и свободу слова мешают развиваться масс-медиа, гражданскому активизму, а также пространству для ценностных дискуссий.

При этом телевидение теряет лидирующие позиции и перестает быть основным источником информации для россиян. С 2011 до 2021 года доля узнающих новости по ТВ снизилась с 92% до 63%. А вот количество людей, которые получают информацию с новостных сайтов в интернете наоборот выросла с 20% до 45%. Более того, все больше россиян получают информацию из форумов, блогов и соцсетей. Этот показатель увеличился с 7% до 23%.

Авторы доклада отмечают, что за последние шесть лет уровень доверия к теленовостям снизился примерно на 20% (с 63% в 2015 году до 42% в 2021 году). В то же время растет доверие населения к информации из соцсетей и интернет-изданий. В 2015 году им доверяли 4% и 15% граждан соответственно, а в 2021 году — уже 13% и 23%.

Усиливается и роль «неизбранных представителей» — блогеры, селебрити, лидеры общественного мнения. Сейчас за них борются правящие политики (Владимир

Путин, «Единая Россия») и оппозиция (Алексей Навальный). Если раньше лидеры мнений выстраивались в партийную систему, то сегодня они все чаще сами претендуют на роль политических лидеров, отмечают авторы доклада. 

«Существующая политическая система не представляет распространенные в России взгляды, интересы множества сообществ, широких групп, больших партий. Чем дальше, тем сильнее она отражает преимущественно интересы бюрократии — в то время как соотношение позиций в обществе меняется не в пользу бюрократии. Все лишенные адекватного представительства заинтересованы в том, чтобы его получить. Это может стать основой для конкретных законодательных инициатив, общественных проектов и согласованных действий самых разных сил», — сказано в докладе.

Что делать? 

Авторы доклада предлагают ряд мер, которые могут разрешить кризис политического представительства в России. Прежде всего, следует устранить лишние ограничения на выборах. Это позволит избежать уголовного преследования популярных политиков. 

К тому же власти должны ввести регистрацию кандидатов с помощью, избирательного залога, а также дать гражданам реальное право участвовать в политической деятельности лично, без вступления в партии. Еще властям следует снизить проходной барьер на выборах в Госдуму до 3%, на региональных выборах— до 4%.

Следующий шаг — вернуть гражданам возможность напрямую влиять на политические процессы в стране. Это позволит изменить конституционную модель: сократить полномочия президента и усилить роли парламента, а также гарантировать сменяемость верховной власти. Таким образом у граждан появятся стимулы к политическому участию, считают авторы доклада. 

Более того, следует дать местным сообществам больше власти на уровне местного самоуправления, а также ввести справедливое распределение мест между регионами. Это обеспечит адекватное представительство крупным городам и индустриальным центрам.

И напоследок: в России необходимо создать представительство на уровне Конституционного суда. Это позволят сделать следующие шаги:

  • Процедура отбора судей КС должна основываться на принципе репрезентации различных интерпретаций Конституции и существующих в обществе мировоззрений;
  • Процедура слушаний в парламенте нуждается в содержательном обсуждении политико-правовых позиций кандидатов КС;
  • Необходимо расширить способы связи между судьями КС и юридической корпорацией. Этому поможет возрождение института «друзей суда» и введение других форм регулярной коммуникации, заключают авторы доклада.
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).