будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 17, 2025
Страна

Фашистские сценарии устранения президента

Ряд изданий сознательно или бессознательно поддержали информационную кампанию, связанную с выдвижением в депутаты Госдумы Владимира Квачкова (главного обвиняемого в покушении на главу РАО "ЕЭС" Анатолия Чубайса). Наличие бессознательных реакций указывает на необходимость внести ясность в вопрос о роли и месте крайнего военизированного национализма в России, чтобы однажды не оказалось, что кто-то был не в курсе и участвовал в фашистском заговоре по недоразумению.

Мы с Борисом Долгиным сначала хотели написать подробную аналитическую статью. Но анализ данной темы в «нейтральном», объективистском ключе немного отдает конспирологическими натяжками и фальшью. Поэтому в результате я решил сделать это авторским высказыванием (а не коллективным нейтральным текстом), чтобы читателю было очевидно, из какой системы взглядов следуют выводы.

Для начала – справка о политической поддержке обвиняемых по делу о покушении на главу РАО "ЕЭС", в жанре «народ должен знать своих героев»:

1 мая в поддержку обвиняемых по делу о покушении на Анатолия Чубайса выступил Союз офицеров России совместно с откровенно фашистской организацией "Русское национальное единство" (РНЕ); 4 мая движение «Преображение», «Военно-державный союз», Союз офицеров России создали Комитет в защиту Квачкова; 16 июня члены молодежной организации партии «Родина» провели пикет в поддержку обвиняемых и цитировали Дмитрия Рогозина («Мы бы не промахнулись»); 18 сентября на Славянской площади в Москве состоялся митинг с участием «Национально-державной партии», Союза офицеров, "Союза православных хоругвеносцев", «Военно-державного союза», «Преображения», «Союза православных братств», «Христианского возрождения» и РНЕ (со знаменами со свастикой), в резолюции которого значилось: «Возродить армию, наказать Чубайса, освободить Россию от жидовского ига, выдвинуть полковника Квачкова в Госдуму».

Сам Анатолий Чубайс, кстати, тоже выразил удовлетворение фактом выдвижения Квачкова в Госдуму. Объяснил он это так: "Крайне позитивно, что господин Квачков выдвигает свою кандидатуру в депутаты Госдумы России. Считаю, что будет правильным, если господин Квачков заявит свою политическую позицию - ясную и последовательную". По его словам, "это нужно не мне, поскольку я и так все понимаю".

Действительно, до сих пор компания Квачкова и сторонников все-таки стремилась выпячивать популистские стороны своего мировоззрения и до поры остерегалась разворачивать во всей полноте собственную политическую позицию. Вообще-то словесные выпады против Анатолия Чубайса даже вкупе с некоторой нетерпимостью к «не русским» не особенно маргинальны в общественном мнении. В стране, только недавно пережившей распад и катастрофические социальные потрясения, реваншистские настроения - естественны. Порядок величины аудитории такого «националистического популизма» можно оценить по электорату «Родины».

Антисемитизм в современной России не представляется пока серьезной и крупной проблемой. Другое дело - ненависть к выходцам из кавказских стран и республик и из средней Азии, как в анекдоте из 90-х: "меняю лицо кавказской национальности на жидовскую морду". 

Понимаете, я против избыточной политкорректности, не позволяющей обсуждать реальные проблемы, как это случается с темой миграции. Но - одно дело «народная» неполиткорректность в духе Данилы Багрова из замечательных фильмов Балабанова, другое – реальная, некиношная готовность убивать. Готовность убивать есть у двух типов существ: у малолетних недоумков, вроде тех, что убили в Воронеже перуанского студента (толпой – на беззащитного парня), и у идеологов фашизма, которые видят себя состоявшимися диктаторами и готовят себе армии из недоумков (прячась за их спины).

В отличие от некоторых своих доброжелателей, Владимир Квачков преимущественно молчит (если не считать неизвестно в какой степени справедливо цитировавшуюся агентствами формулу «Я его не убивал, но его убить мало!»). Но в том, чтобы узнать о его взглядах и взглядах его группы, вообще-то нет никакой проблемы.

Есть корпус письменных сочинений, довольно распространенных в специфических кругах. Важный источник – это сочинения и публичные высказывания далеко не маргинальной по происхождению фигуры, бывшего министра печати Бориса Миронова, находящегося в федеральном розыске по обвинению в разжигании межнациональной розни, отца одного из обвиняемых по делу – Ивана Миронова.

Его сочинения были найдены следователями у Квачкова и у других обвиняемых. И вообще, мировоззрение данного "кружка" реконструируется легко – все в той или иной ситуации произносили нечто похожее. Вот, например, такая цитата из Бориса Миронова, которая по откровенности, пожалуй, превосходит некоторые соответствующие тексты исламских террористов-смертников:

«Я считаю, что есть две идеологии. Одна – идеология вчерашнего и частью сегодняшнего дня – коммунистическая. На смену ей идет идеология национализма… А что такое диктатор? Это человек гигантской концентрированной мысли и воли, имеющий жестко заданное намерение. Диктатор – Пиночет, который пришел, чтобы вырвать Чили из провала. Диктатор – Муссолини, спасавший Италию от  уничтожения, с той же целью пришел Гитлер… Управлять нашей страной проблемы нет. Безволие и слабоволие ненавистны русскому человеку, он предпочитает окрик, строгость уговариванию, дискуссиям, даже самоуправство он предпочитает волевому ничтожеству…».

Есть, конечно, некоторая аудитория, которая согласна быть быдлом под строгой рукой диктатора и которая может принять за «русскость» – транснациональный фашистский образец. Для широкой публики пока будут представляться, в основном, рассуждения о русском возрождении и преступной приватизации.

Надо понимать, что фигура Анатолия Чубайса для последовательного «националиста» – не главная цель. Борис Миронов высказывается на сей счет определенно:

«… скажите, найдется хоть один идиот, искренне связывающий чаяния спасения России от удушающего ее жидовского ига с этим [Путиным]… Ведь признать, что Путин продолжает …политику свода под корень русской нации, значит сознавать, что настало время, пробил час браться за меч, поднимать национальное восстание, а это страшно, спокойнее, безопаснее внушить себе, что Путин и есть защитник земли русской». («Путин – еще одна иллюзия русского народа», «Алекс-информ», 2002 г.) «…За все время правления президент Путин не предпринял ни единой попытки остановить разор страны: ни одно незаконно приватизированное предприятие не национализировано» (Дуэль, 14.01.2003, Б. Миронов, М, Валентинов, «В национализме ли спасение»)

Поэтому кажется правдоподобной информация нашего источника о том, что той же или близкой группой в период прошлых федеральных выборов готовилось покушение на президента, а после неудачи они переориентировались на фигуру меньшего уровня. Правда, в Кремле инцидент, якобы, было решено не афишировать и дело не разрабатывать, чтобы избежать неприятного общественного резонанса (мол, как же так – кадровые офицеры замахнулись на нашего президента).

Понятно, впрочем, что за время, прошедшее с процитированных высказываний, и не без участия более-менее единомышленников Квачкова и Миронова был предпринят ряд действий, которые при желании можно было бы интерпретировать как «национализацию» и реализацию «диктаторской» программы. Но при этом пострадал, на самом деле, только один «олигарх», масштабной смены курса, риторики и политики не произошло, судьба отнятых денег и активов неочевидна. Более того, добавились проблемы с монетизацией льгот, возмущение которой высказывали в том числе и те самые офицерские организации, выступившие в поддержку Квачкова, интерпретируя реформу как «завершение развала армии».

Таким образом, фашистское подполье, как и вполне респектабельные представители оппозиции, черпают силу и сторонников из очевидных и крупных, не выдуманных проблем нашей страны. И в этой ситуации нужно обладать достаточной ясностью, чтобы отделить настоящую политическую повестку дня от фашистской мерзости, которая будет на ней играть.

Я-то лично за откровенное и неполиткорректное политическое обсуждение самым острых общественных тем – в том числе вопроса кому принадлежит Россия. Однако у такого обсуждения должна быть общая платформа, с ясными, продиктованными инстинктом самосохранения российского общества ограничениями и самограничениями на политическую речь и политический поступок. Внутри этой платформы точно должны быть минимум - сохранение страны, антитеррор и антифашизм. 

Андрей Зорин, отмечая растущую нестабильность режима в России после 2004 года и рассуждая о перспективах «цветной революции» в России, не раз говорил, что больше всего шансов воспользоваться данной нестабильностью есть как раз у фашистов. Просто потому, что это – стандартный способ сойти с ума для страны, которая переживает историческое поражение. У нас, то есть в случае имперской метрополии, в отличие от бывших провинций (Грузии, Украины, Прибалтики), националисты никогда не будут объединяться с «западниками».

Бок о бок с угрозой фашистской (в риторике - национально-социально-популистской) «цветной» революции идет еще более вероятный параллельный сценарий. Насаждение настроений осажденной крепости, уничтожение оппонентов под флагом борьбы с «революцией» оставит политическую власть наедине с силовой корпорацией и близкими к ней кругами госбюрократии, чья политическая программа близка к квачковско-мироновской. А дальше вопрос останется лишь в тактической возможности перехватить власть и устранить символ «стабильности» - президента Путина.

В отличие от наивных либералов 90-х, не слишком заботившихся о ликвидации кадровых остатков старого режима, представители фашистского реванша предпочтут, расчищая политическое поле, действовать наверняка, что очевидно из их публичных заявлений.

Понятен и вполне реальный образец объединения двух сценариев: спайка исламских террористов и «умеренных» националистов для достижения одной и той же цели, например, в Палестине. Мы понимаем, что у боевых фашистов, использующих (пока, к счастью, неуспешно) практику террора, направленного против первых лиц, есть «умеренные» соратники и в Госдуме, и в госаппарате. Они могут быть даже условно поименованы: «Родина» (или ее часть) - в Думе, а также неоднократно нами называемые персонажи в исполнительной вертикали из числа «силовиков».

Политтехнологические опыты ответа на «угрозу революции» и соответствующая истерика, которая практикуется уже и «либеральным» крылом власти, только удобряют почву для крайнего национализма. Достаточно отметить, что декларативно антифашистские «Наши» в упор не замечают настоящих фашистов – ни скинов, ни сторонников Бориса Миронова.

Борису Ельцину между первым и вторым туром выборов 1996 года (и не без помощи, кстати, Анатолия Чубайса) удалось избавиться от подталкивавшей его к новому государственному перевороту «силовой» группировки. Владимир Путин, насколько мы понимаем, тоже вполне чужд «квачковщины», но имеет еще большую зависимость от той части силовой корпорации, которая имеет диктаторско-путчистскую идеологию. 

P.S. "Эхо Москвы" опубликовало полный текст интервью Владимира Квачкова главному редктору газеты "Завтра" Александру Проханову. В этом тексте многое уже названо своими именами:

"С военно-политической точки зрения данная акция есть одна из форм национально-освободительной войны. Уничтожение любых иностранных захватчиков и пособников оккупантов, в том числе в экономической области, есть долг и священная обязанность каждого офицера, солдата, любого воина, независимо от того воюет ли он в открытой вооруженной борьбе на фронте или действует на оккупированной врагом территории своей страны. Момент истины заключается в признании или непризнании нынешней власти в России оккупационной. Для меня оккупация России инородческой властью очевидна, поэтому расценивать попытку ликвидации одного из самых зловещих организаторов оккупации России как обычное уголовное преступление недопустимо. Это первая вооруженная акция национально-освободительной войны. Все эти ельцины, чубайсы, кохи, абрамовичи, фридманы, уринсоны и им подобные забрали у нас наши национальные богатства, поставили русский и другие коренные народы на грань исчезновения, а Россию — на грань расчленения. Уничтожение оккупантов и их пособников есть не преступление, а долг и обязанность каждого защитника Отечества, верного воинской присяге".

"Победа собственной армии не нужна нынешним холуям — правителям страны. Пришибленный угробок (в казармах называют точнее), в штатском лапсердаке принимающий военный парад, — это смотритель мировой закулисы, контролирующий процесс уничтожения русской армии. Этот процесс начался Горбачевым, продолжился Ельциным и его якобы неверным преемником Путиным".

"Мы живем в оккупированной стране. Надеяться сбросить с себя чуждую народу интернациональную власть бесконечными выборами бессмысленно. Можем выбрать только новых оккупантов, поменять одних преступников на других. В этих условиях вызывает отвращение бесконечная говорильня национально-патриотических сил. Наемные боевики уже врываются в помещения КПРФ, а их лидер все токует о своей "глубокой приверженности мирным, ненасильственным методам ведения политической борьбы". Определенные надежды вызывает нарождающееся течение социал- патриотов "Родины", особенно ее молодежное крыло.... Властью загнана на нелегальное положение Национально-Державная партия Бориса Миронова. Его призыв о необходимости национального восстания пока не дошел до массового сознания русского народа, но другого выхода нет".

"Существующая система сконструирована для осуществления контроля за оккупированной территорией. Эта оккупация пока еще не военная, и таковой, скорее всего, не будет. То, что подполковник-гауляйтер оккупированной заморской территории называется президентом Российской Федерации, а финансовые, телевизионные, нефтяные, энергетические и другие гауляйтеры председателями правлений, генеральными директорами или еще как-нибудь, в сути самой оккупации ничего не меняет".

См. также:

  • Андрей Зорин. Процесс пошел
  • Виталий Лейбин. Антипутчизм-2005
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).