Федоров благословил первый областной филиал «Правого дела». Филиал обещал стараться. Федорову по-прежнему мил аргентинский вариант.
Вчера вечером в здании информационного агентства AK&M состоялось собрание либеральной общественности московской области, которое на этом же собрании было названо историческим: под патронажем специального посланника от Федерального оргкомитета «Правого дела» областные лидеры правых движений подписали Соглашение «О создании Коалиции «Правое дело» в московской области». Перечислим подписантов в обозначенной ими же очередности: «Новая сила», ДВР, «Демократическая Россия», Республиканская партия РФ, движение «Вперед, Россия!», Крестьянская партия, движение «Свободные демократы России», Российская партия социальной демократии, Союз Народных домов, Молодежное объединение правого центра. Соглашение по всей форме завизировано депутатами Московской областной думы Барановым и Кузьминым.
За заседанием и подписанием последовала пресс-конференция, за которой по такому историческому случаю последовал небольшой фуршет с шампанским, виноградом и тостами.
Собственно факт подписания такого соглашения никого не удивит v «Правое дело», демонстрируя последнее время нешуточную активность в плане общения с прессой и общественностью, понимает также необходимость успешного функционирования региональных отделений и таким, скорее символическим образом, хочет лишний раз напомнить им, что пора уже начинать задумываться о конкретных кандидатах. Соглашение, по выражению Федорова, «параллельно соглашению на федеральном уровне», то есть подразумевает максимальную координацию действий вышеуказанных партий в подготовке к избирательным компаниям, в данном случае, на территории Московской области.
Федоров произнес краткий спич, в котором сообщил, что ему поручено курировать комитет «ПД» по Московской области, сообщил, что подобные комитеты уже созданы или создаются в большинстве регионов и совершенно необходимы для достижения основных целей «ПД» v создания сильной правоцентристской фракции в Госдуме и выборов губернаторов, а также назвал факт подписания Соглашения свидетельством тому, что либералы «сумели извлечь уроки из прошлого». Сам Федоров не исключает, что выдвинет свою кандидатуру на выборах губернатора в курируемой им отныне губернии. В московском областном комитете, полностью копирующем структуру большого «ПД», не подразумевается наличие политического лидера: «У нас и на федеральном уровне нет начальника», - сказал Федоров, что, видимо, отныне можно считать окончательной формулировкой.
В предвыборной кампании в Госдуму (а, по словам Федорова, правый блок создан на 99 процентов для думских выборов) «Правое дело» не исключает возможности тех или иных «вариантов общения» с партией НДР, которой, как считает Федоров, 5-процентный барьер не по зубам, и с «Отечеством». Сотрудничество с «Яблоком» подразумевается более плотное: «ПД» намерено добиваться согласования хотя бы в тех случаях, когда в одном округе окажутся два заведомо сильных кандидата с обеих сторон.
Комментируя сообщения прессы о возможном уходе из блока Кириенко, Федоров дезавуировать их не стал, а сказал, что Кириенко, если уйдет, совершит ту же ошибку, что и он несколько лет назад. Участие в правительстве сначала сильно повышает самомнение и кружит голову, затем же оборачивается одиночеством, депрессией и долями процента. На просьбу оценить возможности «ПД» Федоров сказал, что «поскольку все участники (имевшиеся на тот момент) на прошлых выборах имели в целом 8%, а теперь появились еще и новые, при минимальной лояльности избирателей мы набираем 6-7 %», в случае же активных действий можно рассчитывать на 12. Упрекнув Хакамаду, Памфилову, Довганя, «который занимается идиотизмом на всяком уровне», Федоров сказал: «Я лично этим идиотизмом больше заниматься не намерен и никому не советую».
Федоров был не только самокритичен, но и добродушен. Во время неофициальной части, например, случайно устремив очи долу, он неожиданно обнаружил внизу справа Анатолия Шабада, подписанта от «Демократической России» (который, как только появился федеральный куратор, пристроился рядышком и не отходил от Федорова ни на шаг до конца церемонии), и, отпив шампанского, напомнил ему, как Гайдар назвал его Жириновским: «Ну ведь было же. Было ведь. Называл.» И тут же дружелюбно улыбался, давая понять, что кто старое помянет, тому глаз вон. Шабад все равно смущался и тихим голосом говорил что-то о пределах Московского княжества и городе Коломне.
Последний тост Федоров посвятил победе «Правого Дела» и назвал исторической фразу Гайдара на VII Съезде ДВР об излишних компромиссах. Для полноты картины приведем полностью столь воодушевивший Федорова отрывок из речи Гайдара, который он фактически повторил:
«И мы действительно шли на многие компромиссы, исходя из соображений пользы дела. И каждый раз каждый компромисс, в общем, имел свои серьезные основания, имел серьезные факторы, его оправдывающие. И вместе с тем сегодня, анализируя, оценивая весь пройденный путь, я могу сказать, что все равно при том, что каждый компромисс имел свои основания, сумма компромиссов оказалась избыточной. И вот это v тот серьезный урок, который мы тоже не можем не учитывать. Компромиссы опасны.» (Печатается по стенограмме).
В заключение вечера Борис Федоров дал эксклюзивное интервью «Полит.Ру», в котором распространился о нынешней налоговой политике:
«Очевидно, что у нынешнего правительства, несмотря на то, что Боос оказался сильнее, чем многие предполагали, желание идти на неприятности отсутствует. Пока самые богатые люди не начнут платить, все остальные не почувствуют такой необходимости. В этой связи ничего не делается, наоборот, они даже сказали, что ничего и не будет делаться. Во-вторых, по крупным компаниям: 80% доходов правительства поступают от крупных компаний и в связи с экспортом. Экспорт, как известно, поступает в валюте. Экспорт не сократился, а даже увеличился, потому что при снижении курса легче экспортировать. Но доходы почему-то в два раза меньше. То есть первое, что они стали делать v заключать сделки с Газпромом, с нефтяными компаниями и т.д. Естественно, те всегда объяснят, почему у них тяжелое положение, но реально многие платят сегодня в два раза меньше, чем платили, когда собирал налоги я. Опять пошли сделки, на которые, кстати, указывает МВФ. Политической воли заняться этим процессом не видно. Я, например, начинал банкротить некоторые очень крупные компании. Куда все эти дела делись, неизвестно, вопрос, видимо, закрыт. По физическим лицам: дело по личным налогам Жириновского, например, уже должно быть в суде. А там дел таких знаете сколько. И никто ничего не хочет делать. Это ключевая проблема для правительства v если огромная страна собирает меньше, чем Нью-Йорк, это крах государства. Денег в стране полно, платежный баланс положительный, экспортеры прекрасно зарабатывают на падении курса. Государство, которое не хочет собирать налоги, -- умирает. Фискальная база сейчас в два раза меньше, чем пять лет назад, а еще через пять будет равна нулю.
Но я считаю, что мы прошли уже тот период, когда такими частичными мерами можно что-нибудь сделать. Поэтому мне нравится аргентинский вариант: мгновенно, за одну ночь должно произойти полное изменение экономической ситуации. Жесточайшим путем, чтобы Центральный Банк уже не мог ничего делать, а его сотрудники просто ходили по коридорам v туда-сюда.»
(МФ)