Задержание в Москве «американского шпиона» вряд ли окажет серьезное воздействие на отношения России и США. Обе стороны прекрасно знают, что «разведывательная работа» ведется непрерывно, борьба с ней — это будничная необходимость, и ее приходится отделять от той сферы внешней политики, которая проявляет себя в ходе светских приемов и официальных визитов.
Зато Кремль может получить от этого скандала некоторые внутриполитические дивиденды. С одной стороны, нынешняя шпионская история стала для российских компетентных ведомств своеобразным реваншем и «компенсацией» за серию провалов российских агентов в США. С другой стороны, живое воплощение «западной угрозы», смиренно сидящее на допросе в ФСБ, должно подтвердить «правильность курса» Путина, оправдать «закон об НКО» и все остальные меры по борьбе с «раскачиванием лодки».
Жаль только, что Райан Кристофер Фогл, растерянный молодой человек с грустными глазами, которого оперативные сотрудники контрразведки ФСБ тщательно вываляли в дорожной пыли, оказался совсем не похож на коварного лазутчика империализма. Зато при нем обнаружился весь киношно-шпионский набор, с которым у широкой публики обычно ассоциируется «разведдеятельность».
Федеральная служба безопасности передала российскому телеканалу Russia Today, рассказывающему западной аудитории о событиях в стране, несколько фотографий, сделанных после задержания. На них запечатлены найденные при Фогле личные вещи: два парика, с темными и светло-русыми волосами (в светлом парике его и задержали), три пары очков, блокнот с записями, два складных ножа, фонарик, батарейки, компас, атлас Москвы, специальный «защитный пакет» RFID shield, оберегающий электронные носители от считывания информации, предмет, похожий на газовый баллончик в чехле, а также дешевый телефон с гарнитурой и сим-карту одного из российских операторов связи.
Кроме того, Фогл имел при себе крупную сумму денег в евро и письмо на русском языке, в котором неизвестному «другу» давались четкие инструкции по организации канала связи. За сотрудничество российский «информатор» мог бы получить приличное вознаграждение: «Мы готовы предложить Вам 100 000 долларов США и обсудить Ваши опыт, экспертизу и сотрудничество, при этом оплата может быть гораздо больше, если Вы готовы ответить на конкретные вопросы. Помимо этого, за долгосрочное сотрудничество мы предлагаем до 1 000 000 долларов в год с обещанием дополнительных бонусов за информацию, которая нам поможет», - сказано в тексте письма.
В качестве средства связи информатору предлагалось использовать элеронный ящик почтового сервиса Google, и заходить в него с открытых точек доступа WiFi, например из кафе.
В официальном сообщении ФСБ сказано, что Райан Фогл является кадровым сотрудником Центрального разведывательного управления США, и задержан он был в ночь с 13 на 14 мая «при попытке вербовки сотрудника одной из российских спецслужб». В заявлении на сайте ФСБ особо отмечено, что «в последнее время» американская разведка «неоднократно предпринимала попытки вербовки сотрудников российских правоохранительных органов и специальных ведомств».
Судя по видеозаписи допроса, опубликованной Russia Today, «сотрудник спецслужб», которого пытались завербовать, имеет отношение к борьбе с терроризмом на Кавказе.
В конце допроса представитель ФСБ в буквальном смысле «отчитал» задержанного в присутствии прибывших сотрудников американского посольства. Из прозвучавших реплик становится понятно, что, по мнению Федеральной службы безопасности, инцидент связан с расследованием теракта в Бостоне.
Представитель Федеральной службы безопасности упрекал Райана Фогла в том, что он «совершил серьезнейшее преступление» и действовал «вопреки усилиям президентов двух стран» по нормализации отношений России и США. Особое внимание он обращал на то, что российская сторона и так предоставляет все необходимые сведения, связанные с делом братьев Царнаевых, и вербовать агентов для получения этих данных — бессмысленно.
После этой пространной морализаторской речи, шпиона в сопровождении американских дипломатов отпустили в посольство: Райан Кристофер Фогл пользуется дипломатической неприкосновенностью и официально числится третьим секретарем политического отдела посольства США в Москве.
Судя по всему, работать в российской столице он начал сравнительно недавно. Распоряжение о его включении в число представителей дипломатической службы США для работы за границей можно найти на сайте Департамента правительственной печати. Оно датировано февралем 2011 года. А дипломатическая карточка, фотографии которой появились в российских СМИ, была выдана в апреле 2011 года.
Представители американского посольства, в том числе и посол Майкл Макфол, пока отказываются комментировать этот инцидент. Зато на него быстро отреагировал Российский МИД. В официальном сообщении ведомства сказано, что «подобные провокационные действия в духе «холодной войны» отнюдь не способствуют укреплению взаимного доверия» и «вызывают серьезные вопросы к американской стороне». Министерство иностранных дел объявило Райана Фогла «персоной нон-грата» и потребовало его отъезда на родину.
Казалось бы, инцидент исчерпан, но некоторые детали событий оставляют странное впечатление. С американской стороны — письмо с четким указанием расценок за «предоставление информации», нелепые парики, атлас и компас в качестве «средства навигации». С российской — сотрудник контрразведки ФСБ, возмущенно отчитывающий своего оппонента из ЦРУ за выполнение прямых обязанностей. Вроде бы все вполне серьезно: ночь, спецоперация, задержание иностранного агента. Но ощущение какой-то комичности происходящего не покидает от начала до конца. Остается надеяться, что скоро прессе станут новые факты, которые хотя бы частично прояснят суть происшедшего шпионского скандала.