Главный редактор российской версии журнала Forbes Николай Усков с субботы, 9 июня, освобожден от должности. Об этом первым сообщило издание РБК со ссылкой на представителя медиагруппы ACMG, владеющей лицензией на журнал в России. Исполняющим обязанности назначен Николай Мазурин, ранее занимавший пост шеф-редактора издания.
Причина увольнения, как пояснил собеседник РБК, — «неудовлетворенность качеством работы Николая Ускова, систематические нарушения трудовой дисциплины, а также пункта трудового договора "о неконкуренции"». В рамках заключенного контракта, как объяснили в медиагруппе, он не имел права, в частности, участвовать в «сторонних мероприятиях других брендов», но это положение нарушал неоднократно, уточняют в группе.
«Это не единомоментное решение [об увольнении] — переговоры о прекращении сотрудничества на основании мирового соглашения с Усковым начались давно, но он отказывался от всех предложенных вариантов и продолжал систематически нарушать договоренности и трудовую дисциплину, поэтому компания была вынуждена пойти на одностороннее расторжение контракта с ним», — отмечают в ACMG.
Кандидатура нового главного редактора, как рассказывали ранее источники РБК, должна быть представлена глобальному владельцу Forbes — Forbes Media LLC. «Что касается взаимоотношений с лицензиаром, по условиям лицензионного договора мы не можем комментировать процедурные вопросы», — отметил представитель ACMG.
Сам Николай Усков написал, что формальным поводом для увольнения стало его участие в передаче «Особое мнение» на «Эхе Москвы».
По словам Ускова, на прошлой неделе владелец ACMG Александр Федотов предложил ему «расстаться по соглашению сторон», получив при этом «нехилую компенсацию: сумму, немного не дотягивающую до ста тысяч долларов». «Возможно, вы удивитесь, но я отказался. Не то, чтобы я счел эту компенсацию маленькой. Я считаю ее слишком большой», — написал Усков.
Федотов, как пишет Усков, виноват в том, что Forbes «полгода не платит гонораров авторам, фотографам и агентствам, задерживает и не доплачивает жалования штатным сотрудникам (с конца марта), задолжал типографии миллионы рублей, не платит налогов, аренды и прочего, прочего, прочего». «Федотов надеется, что я буду молчать и, сытно урча, "отползу" в сторону "заниматься другими проектами". Но я этого не сделаю», — заявил Усков.
Также Усков утверждает, что Федотов регулярно пытался вмешиваться в редакционную политику, чего не имеет права по российскому законодательству. Как пишет Усков, непосредственным поводом для конфликта стал рейтинг зарплат руководителей крупнейших компаний России, который создавался журналом Forbes — а точнее, участие в нем главы ВТБ Андрея Костина.
Что интересно, ранее Усков заявлял, что лично принял решение не публиковать информацию о зарплате Костина, однако позже во время одного из судебных разбирательств сотрудники издания заявили, что эти данные были сняты с публикации по приказу Федотова, а Усков в этот момент был в отъезде. В субботу Усков заявил, что это именно Федотов оказывал давление на редакционную политику.
«По российским законам уволить сотрудника непросто, уволить главного редактора еще сложнее, а уволить главного редактора, при котором журнал на 25% увеличил свои доходы, — вообще забавно», — пишет Усков и обещает подать на Федотова и ACMG в суд.
Напомним, Николай Усков с 2003 по 2012 год был главным редактором российской версии журнала GQ, в 2012 году возглавил медиагруппу Михаила Прохорова «Живи!», которая состояла из журналов «Сноб» и «Русский Пионер», кабельного канала «Живи!» и сайта snob.ru. В начале 2013 года группа прекратила свое существование, сохранилось только два бренда, телеканал «Живи!» и издание «Сноб», которое и возглавил Усков.
В российское издание Forbes Усков перешел в начале 2016 года, на посту главного редактора он сменил Эльмара Муртазаева, который, в свою очередь, занимал пост с января 2014 года. Тогда владелец ACMG Александр Федотов заявил, что назначение Николая Ускова должно обеспечить «системное развитие всех медийных проектов под брендом Forbes».
Отметим, что как минимум для интернет-версии Forbes работа Ускова на пользу не пошла: в апреле 2016-го ежедневно сайт посещали около 152 тысяч уникальных пользователей, а в апреле 2018 года — всего 55 тысяч. Средняя аудитория «бумажного» номера журнала за это время сократилась не так сильно, с 1,3 до 1,1 млн человек старше 12 лет. Об этом свидетельствуют данные компании Mediascope.