будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЦИК выборы Владимир Чуров Элла Памфилова
Ноябрь 14, 2025
Страна
Мельконьянц Григорий

«Формирование избиркомов прошло в том же русле, что и при Чурове»

«Формирование избиркомов прошло в том же русле, что и при Чурове»
iw533du5_11
Заседание ЦИК 30 ноября 2016. Источник: cikrf.ru

Утверждены кандидаты в председатели 27 региональных избиркомов, которых предлагает Центральная избирательная комиссия. Официальная позиция ЦИК заключается в том, что их назначение поможет эффективнее бороться в применением административного ресурса в ходе выборов.

Как сообщила газета «Коммерсантъ», в Центризбиркоме рассчитывают, что все 27 кандидатов станут председателями. Эксперты, анализирующие ситуацию, высказывают сомнения в том, что даже такой результат даст значительный эффект.

 
Григорий Мельконьянц
Nataliya Demina

Формирование региональных избирательных комиссией на этот раз прошло практически в том же русле, в котором это происходило при Чурове. Такое мнение в беседе с «Полит.ру» выказал сопредседатель движения «Голос – за честные выборы», специалист в области общественного наблюдения за выборами Григорий Мельконьянц. По его словам, ЦИК пошел на поводу у региональной власти, предложив удобные ей кандидатуры и, тем самым, разрушая принцип разделения ответственности.

«Что касается ситуации с председателями избирательной комиссии, да и вообще с членами избиркомов, то тут надо иметь в виду: ЦИК имеет право предлагать в качестве членов избирательных комиссий субъектов Федерации двух человек. Один – чтобы был назначен губернатором, главой региона, второй – Законодательным собранием. В итоге, поскольку сейчас формировались 55 комиссий, речь шла о 110 человеках. При этом дополнительно Центризбирком также предлагает кандидатуру председателя. Таковы полномочия ЦИК по формированию избирательных комиссий.

Увы, на мой взгляд, Центральная избирательная комиссия не использовала все имеющиеся в рамках этих полномочий возможности для формирования конкурентных, независимых от региональных администраций избирательных комиссий. Это проявилось в том, что, по сути, кандидатуры, которые Центризбиркомом предлагались в регионы, были максимально удобными для региональной власти. Более того, я не исключаю, что эти кандидатуры и были как раз предложены региональной властью, что выхолащивает сам принцип разделения ответственности, когда часть членов избирательных комиссий назначает Центризбирком, часть – губернатор, часть – Законодательное Собрание. Получается, что часть, которая назначается Центризбиркомом, назначается им лишь формально, а на практике это люди региональной администрации.

 
Заседание ЦИК 30 ноября 2016
cikrf.ru

В данном случае Центризбирком идет на поводу у региональной власти – назначает этих людей и, по сути, дальше этот процесс не контролирует. У ЦИК нет возможности даже отзывать этих людей, они там и остаются. Увы, все это говорит о том, Центризбирком вообще утратил какой-либо контроль за формированием избирательных комиссий по своей квоте. То есть сейчас формирование избиркомов проходило в русле того, что было и при Чурове. Существенным образом ничего не изменилось.

Да, предпринимались несколько попыток назначить независимых от региональных администраций представителей в члены избирательных комиссий – например, в Челябинской области, в Московской области. Были достаточно сильные кандидатуры – Юрий Гурман в Челябинской области, Андрей Бузин в Московской. Но, увы, сделать этого не удалось. И, безусловно, это сигнал вниз, который будет восприниматься региональными администрациями как слабина Центральной избирательной комиссии – что ЦИК даже в рамках своих полномочий по предложению всего лишь двух членов комиссий не проявил своей самостоятельности, а назначал кандидатуры, которые удобны региональной власти. Хотя, по логике вещей, Центризбирком должен был включать туда людей, которые от власти максимально дистанцированы, независимы – с тем, чтобы в комиссии была хоть какая-то конкуренция, и чтобы члены избирательной комиссии от ЦИК вели в этой комиссии максимально независимую от власти политику, выступали определенным гарантом конкурентности внутри комиссии.

 
Юрий Гурман (справа)
navalny-army.livejournal.com

Ситуация в Московской области несколько отличается от ситуации по другим регионам, потому что Центризбирком здесь решился и предложил в члены избирательной комиссии по своей квоте Андрея Бузина. Но, увы, это крайне редкая практика. А что касается отказов губернаторов, как это случилось в Московской области, то такой практики прежде не было. Но сейчас губернатор не внял предложениям Центральной избирательной комиссии по квоте, и вместо кандидата от ЦИКа на это место назначил своего человека. Кстати, если посмотреть по списку губернатора, там есть молодая девушка – пресс-секретарь молодежной избирательной комиссии 22 лет отроду. Безусловно, выглядит определенной демонстрацией того, что в противовес Андрею Бузину, известному специалисту в области выборов, выдвигается такой человек. Это, на мой взгляд, тоже есть демонстрация того, что, мол, вы там, в Центральной избирательной комиссии, можете что угодно решать, но мы тут, на местах, будем проводить выборы так, как нам этого хочется. И проводить их будут те, кто максимально нами управляем.

 
Постановление о назначении семи членов Избирательной комиссии Московской области с правом решающего голоса
mosreg.ru

Эта тенденция говорит о том, что региональные администрации не спешат отказываться от административного влияния на членов избирательных комиссий, что, безусловно, будет сказываться и на качестве выборов. Они будут продолжать быть зависимыми от региональной власти, избирательные комиссии будут проводить провластную линию, что будет сказываться на снижении конкуренции на выборах, на нарушениях… И увещевания Центризбиркома о том, что выборы должны быть честными, будут просто направлены в пустоту, потому что члены избирательных комиссий, которые организуют выборы, будут четко понимать, где сила. Будут понимать, что сила – в региональной администрации, а Центризбирком не имеет никаких рычагов для того, чтобы каким-то образом понудить власти проводить честные выборы.

Это, конечно, достаточно печальный опыт», – заключил Григорий Мельконьянц.

Мельконьянц Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).