будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 11, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Газовая интеграция на Восток

Газовая интеграция на Восток
98_04

Недавняя встреча президентов России и Казахстана и последовавшее за этим решение российской стороны покупать казахский газ по более высокой цене, чем раньше, вызвали к жизни массу соображений по поводу крепнущей российско-казахской дружбы. До сих пор экономические отношения между двумя бывшими советскими республиками строились на принципах взаимной выгоды – Россия, конечно, покупала казахский газ по низкой цене ($50/тыс. кб. м), но зато давала казахским газодобывающим компаниям место в своей магистральной трубе, по которой они могли транспортировать газ в Европу. Правда, дальше Украины казахский газ, кажется, не шел, но это было уже не так важно – например, российские независимые производители газа, в отличие от их казахских коллег, доступа в магистральную трубу уже давно лишились и вряд ли в ближайшее время его снова получат.

Кроме допуска казахского газа в транспортную систему российского «Газпрома», Россия и Казахстан давно и более или менее плодотворно сотрудничали в рамках Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которому казахская нефть через российскую территорию поступала до Новороссийска, а там грузилась на танкеры для продажи внешним потребителям. Правда, хотя российская сторона и является одним из акционеров КТК, она долго не могла добиться допуска в эту транспортную магистраль нефти с российских месторождений. Другие акционеры категорически настаивали на том, чтобы по ней шла только казахская нефть, не смешиваясь с другими сортами. То есть деньги за прокачку нефти российская сторона получала и получает, а вот свою нефть по этому нефтепроводу отправлять не может.

Принцип взаимной выгоды распространялся не только на трубопроводный, но и на другие виды транспорта. Так, тарифы на перевозку казахских грузов по российским железным дорогам были выше, чем для российских грузоотправителей, а российские дорожные службы в свое время соорудили специальное шоссе, по которому российский автотранспорт с грузами из европейской части страны мог попадать в Сибирь и на Дальний Восток в обход казахской территории. Кроме того, постоянно дебатировался проект строительства высоковольтной линии электропередач из Сибирского региона до Урала, так как существующая линия является, во-первых, маломощной, а во-вторых, опять же проходит по территории Казахстана, что разрывает российскую энергосистему на две части.

Такое внимание к транспортной тематике обусловлено тем, что по-настоящему серьезных интеграционных проектов между Россией и Казахстаном пока не просматривается. И та, и другая экономики вполне самодостаточны, и единственное, что их связывает – это транспортные артерии, по которым грузы из одной части России поступают в другую, а грузы из Казахстана поступают на внешние рынки.

Конечно, Казахстан, кроме нефти и газа, поставляет нам уголь, зерно и металлы, но эти поставки носят «дополняющий характер», так как российское хозяйство само производит эти товары в необходимом количестве, в иностранных аналогах особо не нуждаясь. И покупаем мы их опять же по соображениям транспортной доступности: если казахский угольный разрез или металлургический комбинат ближе, то зачем переплачивать за перевозку угля или металла с российского предприятия?

То же самое можно сказать и про Казахстан. После того как в республике пошла «большая нефть», у ее потребителей появился выбор – теперь они могут заказывать себе товары со всего света, а не только из России. Российские производители тут же стали в один ряд с производителями из других стран, в частности, из Китая и Кореи, что несколько ухудшило наши конкурентные позиции. К снижению товарооборота между Россией и Казахстаном это пока не привело, но в недалеком будущем это возможно.

Поэтому продекларированный президентами России и Казахстана переход в экономических отношениях двух стран от принципа взаимной выгоды к принципу дружбы, первым результатом которого стало повышение цены на казахский газ и снижение железнодорожных тарифов на казахский транзит, вызывает некоторое недоумение. Ну, хорошо, тарифы на транспортировку всегда можно утрясти в рабочем порядке, а за более высокие цены на газ, как всегда, расплатится Украина (если сможет, конечно). Но причем здесь дружба, интеграция и тому подобные высокие слова? Неужели они зазвучали только потому, что Казахстан решил теперь допустить российские компании к разработке газовых месторождений, хотя раньше предпочитал иметь дело только с американскими, европейскими или аравийскими?

Конечно, для России участие в казахских проектах будет выгодным делом, потому что, несмотря на относительно низкий объем добычи (14 млрд куб. м у Казахстана против 636 млрд куб. м у России), газовые месторождения нашего соседа все-таки находятся ближе к основным потребителям, чем наши месторождения в Западной Сибири, да и перспективы добычи газа в Казахстане неплохие. Но вот тянет ли участие в совместных разработках месторождений на полноценную интеграцию – это большой вопрос. С таким же успехом Россия может «интегрироваться», например, с Саудовской Аравией или Катаром, у которых тоже полно природного газа, для добычи которого они приглашают иностранные компании со всего мира. Правда, у России с этими странами нет общей границы, а жаль. Тогда, вероятно, «интеграционные» проекты стали бы вполне возможны, как они оказались возможны с Казахстаном.

Немного сомневаясь, можно ли говорить сейчас о том, что экономические отношения между Россией и Казахстаном перешли на новый уровень, который на научном языке называется «интеграцией», а на псевдоофициальном – «дружбой», можно отметить, что пока имеет место сколачивание газового картеля, который будет выступать единым фронтом против иностранных покупателей. И не исключено, что в скором времени в состав этого картеля войдут Узбекистан и Туркмения, где тоже есть газ, который можно выгодно продавать в Европу (или Россию). Создание такого картеля будет реальным достижением дружеского общения президентов бывших союзных республик.

См. также:

  • Гриценко. Локомотив с Востока
  • Гриценко. Убытки от многослойности
  • Лейбин. Нюансы газового империализма
Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).