На этой неделе в Москве проходит музыкальный фестиваль «Репрессированная музыка», артисты из Израиля, Германии и России исполняют произведения композиторов=? заключенных концлагерей, в основном из гетто Терезин.
-Когда гитлеровцы оккупировали Чехословакию, неподалеку от Праги, в маленьком городке Терезин, создан был единственный в своем роде еврейский концентрационный лагерь. Немцы свезли в лагерь около 60 тыс. человек со всей Европы, среди которых было множество людей выдающихся,=? художников, поэтов, музыкантов, политиков, олимпийских чемпионов. Поскольку количество талантливых людей на квадратный метр в этом гетто безусловно превысило критическую массу, в Терезине образовался крупнейший центр европейской культуры. Что-то подобное могло бы, наверное, произойти на Соловках в 20-е годы=? там тоже собран был цвет культурной и интеллектуальной элиты России, но, к сожалению, этот аспект жизни Соловков не достаточно изучен российскими учеными.
Жизнь в лагере было практически невыносимой=? каторжные работы, голод, отсутствие лекарств, за нарушения установленных комендатурой правил=? расстрел. Немцы не разрешали жителям Терезина иметь при себе книг, запрещали учить детей, отбирали рукописи. Но, несмотря на все это, в Терезине творились чудеса: заключенные жили яркой, интенсивной культурной жизнью. Исполнялись оратории Гайдна, «Реквием» Верди, ставились оперы Моцарта, Сметаны, давались многочисленные концерты. Поскольку в лагере не было учебников и нельзя вести записи, учителя изобретали уникальные методики, например, особенными упражнениями развивали память своих учеников, придумывали очень простые, но многофункциональные наглядные пособия.
За время существования Терезина там умерло 150 тысяч человек, 88 тысяч были переправлены в другие лагеря; из них выжило 3500. Из нескольких тысяч терезинских детей не спасся практически никто.
Эхо той жизни до сих пор слышно там, где сейчас страшно и тяжело, там, где нужна помощь. Министерство образования РФ неоднократно высказывалось в том смысле, что в России нет адекватных методик обучения детей, которые оказались в экстремальной ситуации. Например, дети беженцев, которые находятся на территории беженских лагерей в Чечне и Ингушетии не могут получать адекватного образования из-за отсутствия учебников, методических пособий и элементарных письменных принадлежностей.
«Такие методики есть=? утверждает Екатерина Палина, специалист по реабилитационной педагогике и обучению=? терезинская школа дала миру методику обучения детей даже самым сложным, предметам, например физике, с помощью воображения и памяти. Основным создателем этой школы стал голландец Яков Михель. Он объяснял детям большинство физических процессов с помощью линейки, швейной катушки и двух папиросных коробок, а применение сложнейших физических формул увязывал со звуковыми ассоциациями. Разумеется, третьим компонентом этой методики была логика, устные задачки по которой Михель придумывал в огромном количестве».
По словам Палиной, эта методика сейчас часто используется педагогами=? сотрудниками благотворительных организаций в лагерях беженцев в Африке. В России, отмечает Палина, тоже есть опыт применения терезинских методик. В семидесятые годы огромной популярностью пользовались художественные студии, в которых преподавала Елена Макарова. Макарова самостоятельно изучала педагогическое наследие Фридл Дикер-Брандайс. Фридл создала уникальную школу детской арт-терапии и реабилитации детей, которые пережили стрессс. С помощью этих методик, Макарова не только обучала маленьких, от 2 лет, детей основам изобразительного искусства, но и занималась социальной адаптацией детей, переживших стресс после развода родителей, лечила некоторые случаи аутизма и тяжелых неврозов. Сейчас Елена Макарова постоянно живет в Израиле и работает с детьми иммигрантов, которым необходимо адаптироваться к новой среде, другому языку, новым условиям жизни.
«Методики Дикер-Брандайс применяются педагогами в единственном пока детском хосписе, который находится в Петербурге.=? Продолжает Макарова=? Известен факт, но не все жители хосписов умирают от неизлечимых болезней. Очень не большой процент людей все таки идет на поправку, как правило, улучшение состояния такого человека связано те только с применением лекарств, но и с улучшением психического состояния, преодолением глубинной депрессии. Питерские педагоги очень наедятся, что работа по этим методикам облегчит страдания несчастных детей».
Методика Иштвана Менделя применяется психологами для реабилитации детей, которые потеряли зрение. Мендель работал с такими детьми, потому что даже наличие очков, не говоря уже о слепоте, делало их кандидатами номер один н на отправку в Освенцем. Иштван учил детей по слуху ориентироваться в пространстве, с помощью комплекса специальных пластических упражнений он достигал эффекта неотлечимости пластики слабовидящих детей от детей, у которых нормальное зрение. Кроме того, Медель, разработал целую систему преподавания математики, которая была тесно связана с музыкой. Сейчас эта методика успешно применяется американскими и австралийскими преподавателями для обучения слепых и слабо видящих детей.
Феномен Терезина не только в том, что люди в гетто черпали силы для того чтобы выжить в нечеловеческих условиях в культуре, но и в том, что активные теоретические поиски начала века в области пересечения искусства, педагогики, психоанализа, которые по разному преломлялись в различных педагогических и психологических школах, в Терезене были сформулированы наиболее эффективно с практической точки зрения. Опыт терезенских поисков бесценен для профессионалов, которые занимаются реабилитацией людей которые пережили войны, экстремальные жизненные ситуации, стрессы.
Если про терезинские педагогические методики можно рассказать, то музыкальные произведения, созданные в гетто теперь можно услышать. Такую уникальную возможность предоставил москвичам Фонд развития культуры «Возвращение», который является организатором музыкально-просветительского фестиваля «Репрессированная музыка». Проект предоставляет уникальную возможность услышать произведения, партитуры которых чудом сохранились и не были уничтожены фашистами, большинство из этих произведений ни разу в России не исполнялись. Идеологами проекта стал директор Терезинского мемориального проекта, профессор Тель-Авивского университета Давид Блох и президент российской Ассоциации Современной Музыки, композитор Виктор Екимовский.
Войны, репрессии и геноцид=? опыт, который не нужен человечеству. Слишком больно. Слишком быстро забывается. Можно строить огромные мемориалы, посвященные памяти Холокоста и жертвам политических репрессий, можно повторять чудовищные цифры замученных в Освенцеме и Бухенвальде=? психика не в состоянии воспринять этот порог боли. Но есть и другие мемориалы. Каждый счастливый ребенок, которому помогли выжить и выучиться терезинские открытия, каждая нота заново открытых музыкальных произведений=? продолжение тех жизней и тех радостей.