будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 14, 2025
Страна

Где взять другого Путина

Где взять другого Путина
52_01

Никогда еще Владимир Путин не проводил важные международные переговоры в таком упадке. Впрочем, встречи с новым президентом Украины Виктором Ющенко, а также с киргизскими президентом и оппозиционером накануне выборов и ожидаемой «цветной революции» должны пройти «нормально». В том смысле, что в Киргизии особой политики пока нет, и не факт, что ее можно успеть придумать. Но традиционные козыри есть – и большие. С Украиной тоже понятно: желательно сохранить какую-то часть начатого движения к экономической интеграции и добиться обещания не слишком резко стремиться в НАТО, что более-менее реалистично. К тому же, Владимир Путин, вроде бы, умеет нормально общаться с людьми, особенно если можно выступать от имени России в большом, историческом смысле, а не от имени ее конкретных упадочных властей. 

Проблема в том, что российское государство и ее институты демонстрируют тревожные признаки дисфункции. Ну, это когда дергаешь нужный рубильник, но вместо того, чтобы заработала умная машина с тысячью слаженных шестеренок, раздается бессмысленный гул, во все стороны летят пружины, да еще тебя же и бьет током. Неожиданно на явном фоне льготных протестов и подспудном фоне губернаторского недовольства и сомнительного перераспределения крупного бизнеса в пользу «своих», от Владимира Путина стали отворачиваться «классово близкие» политики, эксперты и т.п. Пока почти никто публично не отрекся, но, как говорится, «движняк» пошел.

Мне лично это не очень нравится, несмотря на то, что, сколько я помню Полит.ру, мы всегда относились к президенту Путина, мягко говоря, критично. Но дело в том, что в этом, на самом деле, никогда не было ничего личного, и нет причин потирать ладони. Как сказал однажды, Дмитрий Ицкович, «нам нравится Путин, нам не нравится его рейтинг». Или - "режим". Иными словами дело не в конкретном персонаже, а в общественной и политической ситуации в стране. Наоборот, очень бы хотелось иметь гражданское уважение и почтение к институту президента (как и к суду, и к парламенту).

Проблема ведь не в том, что сейчас, когда пенсионеры вышли на дороги, открылось что-то ужасное про власть. Многое мы про нее и так давно знали, знали и то, что любая проблема может вызвать кризис управления. Беспокоить нас должны не признаки паралича власти, а сам паралич.

Ситуация с льготами, в принципе, обратима и не очень сложна. Наиболее техничный способ – это объявить переход на денежные компенсации добровольным (кому давать деньги, кому-то – бесплатные проездные или другие документы на бесплатное пользование услугами) и управлять экономическими стимулами перехода на новую систему. Правительство, кажется, пошло по другому пути – тотальное повышений пенсий (что будет в любом случае воспринято, как недостаточная компенсация вреда, особенно в сравнении с советской стоимостью пенсий, но какой-то эффект даст). С другой стороны вводят «льготные проездные», что является самым плохим, средним путем, путем «недомонетизации». Ради этого можно было и не начинать. Так или иначе, пожар может быть потушен, но осадок останется.

Потому что вопрос-то не в льготах, а в характере отношения государства и населения и в способности государства управлять. Вообще за время путинской «стабилизации» было принято не так много решений, имеющих необратимые вредные последствия, причем, в основном, в последние год-полтора. Скажем, очень проблемны, с точки зрения необходимой реформы федерации, законы о «назначаемости губернаторов». По-хорошему, здесь нужно все отменить и подумать сначала и в целом. Потому что настоящая задача не в том,  как удобнее увольнять и назначать региональных руководителей, а в том, как сделать государственное управление сквозным и общим для всей страны, что не противоречит ни праву и способности к самоуправлению отдельных земель и республик, ни другим важным задачам. 

Много разных проблем вызвала возня с «неэкологичным» отъемом ЮКОСа. Здесь плохо обратимым кажется курс на государственный контроль за сырьевым бизнесом, последствия для судебной и налоговой систем и политическим усилением репрессивных органов государства. Но и суды и налоги все равно придется строить почти с нуля: налоговая реформа начала нулевых имела дело с формой, а не с содержанием социально-экономических отношений – все равно класса налогоплательщиков, как и авторитетных судов у нас как не было так и нет. Что-то ухудшилось или улучшилось, но это не принципиально. В плане разложения или наоборот становления армии и милиции тоже не сделано ничего определяющего. Есть опасения по поводу будущих попыток реформы образования и медицины – нельзя допустить никаких действий, которые могут уменьшить или убить те остатки советской системы, которые могут еще быть ресурсом для настоящих созидательный действий.  

Это я  все к тому, что первый вопрос не в том, что делать с Путиным, и кто после него, и даже не «валить» его и «не валить». Позиции «свергнем преступную власть» и «Путин – наше все» одинаково безответственны. Надо для профилактики всегда держать в памяти то, чем могут закончиться и развал в результате паралича власти (войной), и истерика удержания уплывающей власти (попыткой террора).

Это я к тому, что пора бы начинать всерьез думать о строительстве, организации собственного государства. В этом контексте проблема смены персонажей во власти станет второй, причем решаемой техническим образом. Содержательно оснащенная и искренне целеустремленная политическая партия будет вне конкуренции, потому что таких пока нет.

В плане срочных мер следует: Во-первых, поставить под политический контроль прокуратуру, МВД и прочих силовиков, они должны лишиться любой свободы действий и делать только то, что прикажут политические власти, а не то, что сами хотят. Должны появиться целые большие категории бизнеса (малого, прежде всего), которые напрочь освобождены от «опеки» проверяльщиков и силовиков. Милиция должна быть «сориентирована» с соответствующим материальным и моральным вознаграждением не на бизнес, а на чиновников, которые «наезжают» на бизнес.

Во-вторых, следует устранить милицейское насилие в отношении российских граждан и мигрантов из СНГ, лишить формальных и неформальных оснований высылать из городов и страны, брать взятки и штрафы и т.п. Пока братья-таджики или киргизы содержатся по двадцать человек в одной камере (три на четыре метра, в туалет – два раза в день) перед высылкой из России – это гарантия тотального проигрыша России в СНГ с катастрофическими последствиями для самой России. А пока сибиряка в Москве шпыняют в метро, можно считать, что власти каждый день разваливают страну.

Нам нужно для сохранения хотя бы имеющегося экономического роста и своей территории минимум 500-700 тыс. иммигрантов в год (см. на этой неделе лекцию Жанны Зайончковской). Нам придется всерьез бороться с Европой за трудовые ресурсы в самой России, СНГ, но в перспективе и за квалифицированных китайцев, поэтому нам нужно супер-либеральное иммиграционное законодательство, более либеральное, чем в Европе, США и где бы то ни было, по крайней мере для граждан СНГ. Но даже и этим конкуренцию не выиграть -  должны быть и более широкие экономические возможности, более доступное образование, чем где-либо – шанс хотя бы для детей российских граждан и новых иммигрантов занять нормальные позиции в российском обществе.

И, в-третьих, срочно навести порядок и дисциплину для начала хотя бы в воюющих частях российской армии и радикально минимизировать насилие против гражданского населения в Чечне, а спецслужбы освободить от обязанностей и почетного права «работать по интеллигенции» - против ученых, писателей, а все боеспособное сосредоточить на настоящих террористических и военных угрозах. Пока мы воюем на своей территории и против своих граждан – проиграем все.

Для этих срочных мер не нужно никакой особенной реформистской квалификации, для начала нужно очень захотеть это сделать. А надо ли для этого срочно менять Владимира Путина – вопрос второй и не очень интересный.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).