Сегодня истекает срок, в течение которого представительство Британского Совета в России должно предоставить собственную финансовую отчетность в Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП). У стражей экономического порядка появились претензии к деятельности этой организации в России. “Мы просто хотим ввести работу Совета в правовое поле, - заявил глава ФСЭНП генерал Веревкин-Рахальский. – Наше желание – разобраться, чем на территории нашей страны занимается эта странная организация, зарабатывающая огромные деньги".
Веревкину-Рахальскому наверняка известно о том, что формально Британский Совет является структурным подразделением посольства Великобритании, а следовательно, не попадает под налоговую юрисдикцию РФ. Но ему также известно, что курс обучения английскому языку с выдачей сертификата, признаваемого в англоязычных странах, в Британском Совете стоит 1800 долларов США. А значит, по логике генерала, Британский Совет занимается коммерческой деятельностью, которой не может заниматься посольство, следовательно, эта деятельность должна регулироваться российским налоговым законодательством.
У англичан, впрочем, есть возможность апеллировать к российскому закону “Об образовании”, в соответствии с которым Британский Совет для обучения россиян английскому языку не нуждается в получении лицензии, госрегистрации или госаккредитации, а значит, то, чем он занимается, не является коммерческой деятельностью. Как разрешится эта ситуация - неизвестно, неизвестно также, перейдет ли она в обсуждение этого юридического казуса в суде, где наши обвинители, как мы знаем, не блещут, но вреда, похоже, от активности борцов с российской экономикой при любом исходе событий будет больше, чем пользы.
То, что беда российского права – не столько законы, сколько их применение, достаточно очевидно. Причем очевидно не только нам, но и любому внимательному иностранному взору, коих достаточно. Налоговая претензия в условиях российской непрозрачной экономики либо создает предмет для неформального торга по понятиям и полюбовного разрешения конфликта, либо, в случае заведомо невозможного соглашения по любви, воспринимается как политическое давление, что впрочем тоже по понятию, только несколько иного рода (понятию политического решения, которое всегда подразумевает произвол, так как не следует ни из какой нормы).
В случае с Британским Советом имеет место как раз второй случай. Отката со стороны англичан не будет просто в силу строгой финансовой отчетности, свойственной таким организациям. В ФСЭНП этого не могут не понимать. Следовательно, они полны решимости заставить Британский Совет заплатить налоги. Непонятно, почему их и почему сейчас? Они что, хотят за счет них казну пополнить? Или ФСЭНП полно решимости блюсти Закон, и ничего лучшего не нашла, как начать с организации, занимающейся организацией научных, культурных и образовательны программ, да еще и патронируемой лично Королевой Великобритании? Отличный выбор, можно поздравить! Особенно на фоне речей о необходимости повышения конкурентоспособности страны и каждого отдельного ее гражданина. Весь мир ее повышает за счет образования и развития культуры, но мы, по-видимому, как всегда пойдем своим путем.
Несколько лет назад Ее Величество Королева вручала орден Теодору Шанину, выходцу из России, английскому гражданину, за то, что он вернулся в Россию и открыл здесь универститет. Почему-то она, Ее Величество, считает, что образовательная деятельность достойна поощрения. А наши генералы почему-то считают, что именно образовательная деятельность должна быть приоритетным объектом пристального внимания раскосых жадных глаз отечественных фискальных органов.
У меня есть предложение. В царской России одно время не облагались налогами публичные дома, считалось, что не может государство богатеть с этого небогоугодного дела. Государству необходимо приравнять статус этой богомерзской образовательной деятельности иностранных организаций к дореволюционному статусу проституции, и смиренно терпеть этот смертный грех культуртрегерства. Правда, ФСЭНП обидится, да и перед Королевой неудобно.