Георгий Сатаров: распустить Думу "можно, но нельзя".Один из ведущих политологов о том, что будет.
Селезнев, как известно, заявил сегодня, что Дума не допустит конституционного клинча и ситуация 93 года не будет повторена, причем первое свое утверждение спикер не объяснил никак (поскольку не допустить клинча, конечно, во власти Думы, но для этого от нее требуется либо не объявлять импичмент, либо утвердить Степашина), второе же аргументировал особенностями собственной интуиции - мол, уж он-то, Селезнев, почует, когда запахнет жареным. Таким образом Селезнев достаточно четко аргументировал возникшую коллизию - ситуация, когда президент может разогнать Думу, а Дума может и не расходиться, ссылаясь на импичмент, весьма напоминает казус 93 года, но реальное повторение октября'93 кажется крайне маловероятным по причине небывалой слабости президентской власти, в чем, при желании, можно усмотреть и заслугу Думы. Продемонстрировав чудеса нюха и сумев прочувствовать вышеотмеченную слабость, Селезнев и говорит, что Дума будет стоять на страже и на провокации не пойдет. Не беда, впрочем, если и соврет - мало ли чего такого Селезнев ляпнул в последнее время. Ему можно.
Однако собственно конституционный кризис возможен и уже практически наступил, о чем и говорил сегодня на пресс-конференции Георгий Сатаров, руководитель фонда "Индем".
По словам Сатарова, на решение президента уволить Примакова повлияли две группы факторов. К первой группе Сатаров относит "проблемы президентской власти", то есть - постоянное сужение "властного пространства" президента, его привычка к лояльным премьерам, которым никак не оказался Примаков и тому подобные психологические проблемы президента и его администрации. Ко второй группе факторов Сатаров относит интересы тех, кто больше всего потерял от прошлогоднего кризиса и премьерства Примакова, то есть олигархов, чему, по словам Сатарова, имеется множество косвенных признаков, например, развернутая в СМИ широкая рекламная кампания в поддержку Степашина, по мнению Сатарова, неприличная и работающая скорее против шансов и.о.премьера на утверждение в Думе.
Сатаров подтвердил, что выбор между Аксененко, который больше удовлетворяет интересам олигархов, и Степашиным был сделан в последний момент, причем, возможно, на этот выбор мог оказать влияние и сам Примаков.
Степашину, по мнению Сатарова, будет трудно - он между Ельциным, Думой и олигархами, и занимать независимую позицию ему будет затруднительно. Трудно ему будет формировать правительство, будут проблемы с утверждением в Думе.
Насчет коллизии с противоречием между статьями Конституции, одна из которых отменяет возможность роспуска Думы после начала процедуры импичмента, а другая - обязывает президента распустить Думу в случае троекратного неутверждения премьера, Сатаров сказал, что весь вчерашний день посвятил консультациям с лучшими юристами - знатоками Конституции и вынужден сегодня констатировать, что имеется "абсолютная процедурная неясность". Одни знатоки говорят, что нормы равноправны, другие - что конституционная норма об импичменте выше и отменяет, таким образом, президентские обязательства. Но, по словам, Сатарова, собственно факт отсутствия ясности и делает коллизию похожей на ситуацию 93 года, поскольку, когда каждая сторона начнет, естественно, трактовать коллизию в свою сторону, "возникнут поползновения решать конфликт неконституционными методами".
Впрочем, имеются не вполне надежные, но вполне конституционные выходы из клинча: во-первых, обращение в Конституционный суд, что суду, конечно, не понравится, поскольку любое его решение будет прочитано как политическое, а, во-вторых президентский Указ о прекращении полномочий Думы после прекращения процедуры импичмента при действующем премьер-министре - тоже, в общем, средство не из разряда сильнодействующих, но хоть что-то. На вопрос "Полит.Ру", можно ли будет распустить Думу на время рассмотрения вопроса в Констиуционном суде, если таковое рассмотрение возникнет (напомним, что именно это предлагал депутат Шохин еще месяца полтора назад), Сатаров процитировал ответ бывшего помощника президента и одного из соавторов Конституции Сергея Краснова: "Можно, но нельзя", таким образом подтвердив ощущение небольшой надежности такого правового па.
Отказавшись отвечать на вопросы о том, кто же все-таки войдет в правительство и что конкретно случится в ближайшее время, Сатаров особенно отметил растущую роль Совета Федерации, который, как показывает практика, стабилен во время всех последних кризисов, и по факту эти кризисы ему выгодны, поскольку утверждают его растущую роль в политической жизни. Сатаров не рискнул предположить, какую позицию займет Совет Федерации в имеющей место коллизии, однако сама тенденция роста политического влияния СФ ему весьма улыбается, поскольку оно "цементирует федерацию".
Относительно Примакова Сатаров сказал, что теперь его рейтинг, и без того самый большой, только вырастет по причине его нынешнего геройского статуса (что, кстати, вовсе не очевидно, потому что популярность Примакова в огромной степени была обеспечена его премьерством, и теперь он может начать стремительно терять очки), и потому любая партия постарается заманить его к себе, каковые две попытки уже можно было наблюдать вчера, когда Примаков со вполне очевидной целью был приглашен в Думу, а затем Лужков пригласил его в "Отечество".
Кстати, об "Отечестве": поскольку уже понятно, что в случае роспуска Думы "Отечество" не сможет выдвигать своих кандидатов в будущий парламент, Сатаров счел весьма возможным его альянс с какой-нибудь партией, у которой в этом смысле все в порядке, скажем, с НДР. Для НДР, следовательно, роспуск Думы выгоден. Лужкову же досрочные выборы невыгодны, но весьма выгодны досрочные выборы президента, и, по мнению Сатарова, эти обстояетельства и будут определять его дальнейшие движения.
На вопрос "Полит.Ру", считает ли он разумным решение президентской администрации об отставке Примакова, Сатаров ответил решительным "нет". Сатаров считает, что "у Ельцина был шанс закончить свой конституционный срок в альянсе с Примаковым".
(МФ)