Едва ли не последняя тема для текста, которую я мог себе вообразить — это проблема жизни в России сексуальных меньшинств. Ну где политика и где ЛГБТ-сообщество — наивно полагал я. Но человек полагает, а Бог располагает: вот уже на протяжении последних двух, кажется, лет в моей профессиональной повестке неизменно всплывает «голубая тема». Как-то даже на «Первый канал» звали в качестве «эксперта», но времени программы не хватило для «экспертного» моего выступления. Наверно, оно и к лучшему. Ибо ни сторонники гей-прайдов, ни их горячие противники, ни агрессивные православные милоновцы из Госдумы, ни городские сумасшедшие из ЛГБТ-сообщества не захотели бы слушать рассуждение, что тема пропаганды гомосексуализма — идиотская. Ибо нельзя бороться с тем, чего не существует. Что российскому обществу от принятия дурацкого закона пользы никакой не будет, а вот бюджету российскому может быть нанесен вполне конкретный ущерб. И так далее — тезисов было штук пять.
Увы и ах, но тема вновь в повестке дня, главным образом за счет ньюсмейкера. В данном случае, уже не в первый раз, ньюсмеейкером выступил российский президент Владимир Путин. На интервью с агентством Associated Press и «Первому каналу» вопрос о дискриминации геев (запрете однополых браков и «гей-пропаганды») ожидаемо был задан и Путин от ответа не стал уклоняться.
«Я думаю, что авторы этого закона исходили прежде всего из необходимости решать проблемы демографического характера и далеки были от идеи кого‑то ущемлять в правах. И уж точно совершенно во время проведения Олимпийских игр, других массовых спортивных мероприятий, особенно Олимпийских игр, можно быть абсолютно уверенными в том, что Россия будет строго придерживаться принципов олимпизма, которые не допускают дискриминации людей по какому бы то ни было признаку: по национальному, по гендерному либо по тому, о котором Вы сказали, по признаку сексуальной ориентации», - заявил российский президент.
А на вопрос, не собирается ли он встретиться с представителями ЛГБТ-движения, подобно Бараку Обаме, Путин добавил, что вполне допускает такую возможность. «Если кто‑то хочет со мной из них встретиться – пожалуйста, но пока такой инициативы не было. У нас много всяких групп, много различных организаций, объединений, я, как правило, встречаюсь со всеми, кто высказывает просьбу о встрече и предлагает обсудить какую‑то проблему, которую считает важной. Пока не было таких предложений», - сказал он.
Ну и закрывая тему, еще и пошутил в своем фирменном стиле — рассказал бородатый анекдот. «Я работаю с такими людьми, я их иногда награждаю государственными медалями и орденами за их достижения в тех или других сферах. У нас абсолютно нормальные отношения, и я не вижу здесь ничего особенного. Вот говорят, что Пётр Ильич Чайковский был гомосексуалистом, правда, мы любим его не за это, но он был великий музыкант, и мы все любим его музыку. Ну и что?», - так это в президентском изложении прозвучало.
То есть тут есть сигнал мировой общественности, что темой дискриминации геев в России в последнее время сильно озабочена, «все у нас хорошо, никого не обидим». Ранее Путин во время визита в Европу: «нам нужно достичь какого-то консенсуса с этим сообществом, договориться с ними о совместной работе — не ругаться друг с другом, а договориться, понять друг друга и выработать определенные правила поведения, цивилизованные». Формат «совместной работы», правда, так и не был выработан, хотя в ответ на нынешнее заявление Путина скандально известный активист Николай Алексеев уже заявил (правда, в «Твиттере»): «Уважаемый Владимир Владимирович! Прошу вас о встрече для обсуждения ситуации вокруг ЛГБТ в России и мире!»
Тема вообще горячая: из самых разных точек планеты представители ЛГБТ-сообщества и сочувствующие призывают атлетов бойкотировать Олимпийские игры в Сочи из-за дискриминации секс-меньшинств в России. Ответственные за проведение Игр лица комментарии дают довольно невнятные, а зачастую и противоречивые.
Бойкот был бы имиджевым ударом по проекту, который курировал лично Путин и который обошелся России (как заметил Путин в том же интервью) в 214 миллиардов рублей. Геи встали на пути путинской Олимпиады — звучит бредово, но ситуация-то примерно так складывается. Вот и приходится российскому президенту за любимое детище оправдываться. Дескать, все флаги будут в гости к нам и никто не уйдет обиженным.
Вообще же появление темы гомосексуализма в политической повестке в нормальных условиях стоило бы только приветствовать. В любой постановке вопроса полемика бы свидетельствовала, что мы преодолели или вскоре преодолеем в общих чертах остальные спорные проблемы. Что мы уже решили наиболее насущные проблемы в экономике и социальной сфере, что преступность поэтапно сокращается, что в общих чертах понятно, как решать межнациональные вопросы, что террор повержен или отступил, зализывая раны. Что достигнут консенсус по оценке недавнего прошлого и по развитию страны в будущем, хотя бы по вопросу, какой политический строй угоден обществу. И так далее.
Покуда эти вопросы не решены и решения их не видать даже при наличии сильной оптики, появление темы притеснения ЛГБТ-сообщества, пропаганды и прочего выглядит надуманной и неумной попыткой получения краткосрочного политического капитала отдельными заинтересованными лицами. В этом плане тема все-таки пока не выглядит и впрямь политически значимой (у большинства более-менее имеется консенсус, что геи — это как-то неправильно), чужеродной для нашей публичной политики.
Впрочем, если демократия у нас имитационная, то и повестка выбирается зачастую фейковая. Оно так спокойнее: ничьи интересы (серьезных людей) не затронуты, тема для обсуждения имеется, и как бы даже наличествует дискуссия, а важное мы порешаем в тиши кабинетов без привлечения внимания. Такая в России публичная политика.