Проблемы морали и нравственности в современной политической повестке — тема далеко не последняя. И едва ли не самая громкая. Геи, Церковь, депутат Мизулина с семейной концепцией, вечно витающий дух запрета на аборты и прочие «духовные скрепы», что вызывают активное недовольство у значимой части «прогрессивной общественности» и наигранный (в основном) энтузиазм у общественности «консервативной».
И всерьез уже с парламентских трибун и в речах высоких сановников Российской Федерации нет-нет да и проскользнет что-то про исконно наши ценности, которые надо беречь. А иногда даже не просто про исконно и наши, а про ценности «вечные» и «традиционные».
Отдельно обсуждается и иная проблема: как примирить «исконные ценности» якута и жителя Мордовии, русского и татарина, чеченца и армянина? Ответ пытаются искать давно, но пока все ограничивается культурно-массовыми мероприятиями — типа гастролей Большого театра по Сверному Кавказу (была такая мысль у бывшего президента Дмитрия Медведева) или проведения «дней Ингушетии в Самарской области».
Ну и формальным учреждением слабо понятных институций. Вроде открытия домов дружбы народов (такая инициатива изложена в принятой уже президентом концепции) или учебно-методического Центра толерантности и противодействия экстремизму, что вскоре произойдет в Казани по инициативе местной Общественной палаты.
Федеральная общественная палата, где целая комиссия занимается вопросами межнационального мира, отставать не стала и заказала целое исследование на тему межнациональных отношений. Выжимки из исследования медиа уже передавали — ничего сильно неожиданно там нет.
72 процента респондентов высказались за введение визового режима со странами Средней Азии, около 40 процентов русских считают, что русский народ оказался в роли угнетенного большинства в собственной стране, до 40 процентов русских выступают за отделение республик Северного Кавказа.
К националистам среди молодежи столичных регионов позитивно относятся 15 процентов, нейтрально — 50, отрицательно — 29. Указывать в СМИ национальность преступников считают возможным 61 процент русских в столичных регионах и порядка трети представителей титульных народов в республиках Поволжья и Северного Кавказа.
24 процента респондентов высказали готовность проголосовать на выборах в Госдуму за либеральную партию, 23 процента — за православную, 17 — за социалистическую, 6 процентов — за националистов (где интересно среди них избиратели «Единой России»? Это так, к слову).
По результатам исследования комиссия ОП провела общественные слушания, где протоиерей Всеволод Чаплин выступил (как он это умеет) с интересной инициативой. «Нужно переходить от приятных разговоров к принятию обществом и государством самых решительных мер, основанных на голосе народа, а не на чьих-то внешних рекомендациях. Так, стоит подумать о жестком пресечении действий, нарушающих общественную нравственность. Это и оскорбления по национальному признаку, и разжигание национальной вражды, но одновременно — и вызывающее поведение в общественных местах, нарушение этических правил поведения в том или ином городе, селе, регионе», - заявил отец Всеволод. Категорический императив Чаплина, практически.
Это, конечно, интересно - про «вызывающее поведение». Кто воспользуется таким новшеством — угадать несложно. В Москве власти тридцать три раза подумают, прежде чем запрещать «резать баранов» на мусульманские праздники (к чему сводится едва ли не половина полемики на тему «вызывающего поведения»). А вот регионы вроде Чечни легко запретят — законодательно — хождение без платка для женщин и ношение мини-юбок.
Мини, помнится, и Чаплину не нравились и он как-то рассуждал о «православном дресс-коде», чем вызвал немало шуму, но РПЦ вряд ли в ближайшие годы окрепнет (вариант — обнаглеет) настолько, чтобы навязывать свою волю государству в этих не самых важных для Церкви вопросах, пусть даже и на отдельно взятых территориях. А вот места массового проживания мусульман, где правят люди со странными диковатыми по европейским меркам представлениями о нравственности, но точно не правит закон — там вполне можно инициативу и продвинуть. В Чеченской республике ограничения по одежде для женщин и так существуют де-факто, так их еще и закрепят де-юре.
Вообще же вопрос возникает: а кто будет решать и на каком основании, что является «вызывающим поведением»? «Глас народа», что помянул отец Всеволод — это намек на региональные референдумы? Ими, помнится, в России стараются не злоупотреблять, ибо «глас народа» обычно достает из кармана либо фигу, либо булыжник, и разубедить в необходимости применения этих предметов народ непросто. Посему власти от греха обычно стараются улучшать жизнь граждан (как умеют), самих граждан при этом не спрашивая.
Призыв отца Всеволода интересен еще и в том плане, что предлагается де-факто узаконить «этические нормы» в представлении большинства. Понятно, что отец Всеволод исходит из неких благостных представлений, но этика реальных россиян должна претить его сознанию православного христианина.
Реальная мораль и этика на сегодня совсем не библейская (данные «Левада-центра»). Секс без любви полагают нормальным 40 процентов россиян (43 против), секс до брака — 58 процентов (31 против), наличие любовницы или любовника — 34 процента россиян (50 против). Ложь во имя благой цели считают нормальной и допустимой 61 процент россиян и только 26 придерживаются противоположного мнения. Нет уверенности, что этот «глас народа» хочет услышать Всеволод Чаплин. «Глас народа» ныне требует изгнать кавказцев и таджиков с московских улиц и вряд ли его власти прямо послушают — все-таки не террористы в Кремле сидят.
Вообще же тема защиты традиционных ценностей — это жупел для прогрессивной общественности и любимая забава для общественности консервативной, но это же все пока понарошку. Хотя размах приобретает уже мировой. Вот видный функционер «Единой России» Ольга Баталина с комментарием выступила, злободневнейшую тему комментирует: в Швеции несколько местных депутатов вроде бы предложили инцест легализовать.
«Такая инициатива, высказанная официально, для нас представляет серьезную опасность. О чем сегодня в России даже не думают, как выясняется, является предметом законодательных инициатив со стороны отдельных парламентариев Скандинавии. Сам факт того, что сегодня в публичном пространстве парламентарии выносят такие инициативы, настаивают на их принятии, на мой взгляд, это сигнал, который пропускать нельзя», — вот так ответствовала посягнувшим на святое шведам Баталина. Конечно, с маргинальными инициативами шведам без Баталиной не разобраться, только ее реакция определит, с каким именно перевесом шведы идею провалят.
Шутки шутками, но стремление зафиксировать некие единожды сложившиеся «вечный морально-этические ценности» и зафиксировать их законодательную защиту — это повод усомниться в том, что наши государственные мужи живут в реальной, а не выдуманной ими самими России. В реальной же России измена — нормальна, ложь во благо — общественно одобряема, а секс до брака порицает упертое меньшинство (надо полагать, меньшинство старшего возраста). И эти представления находятся в постоянной динамике. Чаплину же стоит напомнить, что тридцать-сорок лет назад большинство населения страны было атеистами и крестный ход был, в общем-то, вызывающим поведением на территории 1/6 части суши.