будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Страна

Главное — как считать

Главное — как считать
gosduma
Кадр: Первый канал

Как распределятся депутатские кресла — сегодня этот вопрос волнует и власти страны и многих рядовых граждан. Здесь важен и результат голосования, и специфический механизм распределения мандатов. Можете сами представить себе будущую Думу при помощи специального калькулятора мандатов.

Для основных участников на выборах в Госдуму — речь не об избирателях, разумеется — не так уж важны набранные проценты. Нет, конечно и проценты, и уровень явки, и голоса избирателей важны. Только не сами по себе, ведь борьба ведется не за них, а за депутатские мандаты, за кресла в нижней палате парламента.

Все это вещи взаимосвязанные, поэтому периодически и спускают в регионы из Москвы задачу по результату «главной партии». И даже бывают политтехнологи и власти пытаются корректировать уровень явки в зависимости от популярности того или иного кандидата. Однако главное — это места в Госдуме. А распределяются голоса не методом простого деления.

Во-первых, существует проходной барьер. Партии, набравшие на выборах менее пяти процентов в Госдуму просто не попадают. Те, кто набрал от пяти до шести процентов, получают один мандат, от шести до семи — два. Эта новелла была введена Дмитрием Медведевым, официально ради некоей демократизации выборного процесса. Фактически партиям набравшим от пяти до семи процентов в Думе ставят «приставное кресло». Это может сильно сказаться на финальном результате.

Ведь в таком случае партия либо не получает мест в Думе вовсе (в случае непрохождения), либо получает непропорционально мало (в случае «от пяти до семи»), то голоса, отданные за нее перераспределяются между теми, кто в Думу попал.

И «ее» кресла отходят совсем иным партиям — пропорционально, кто сколько набрал. Число мест ведь фиксированное — 450 и ни местом меньше.


Идеальный вариант: партия «Друзей России» набрала 50 процентов голосов, партия «Фанатов прошлого России» - 20, еще по десять Партия клоунов и Партия «За все хорошее». Оставшиеся десять процентов распределись между другими партиями. Оставшиеся десять процентов, если никто не дотянул до пяти процентов, распределяются между прошедшими в Госдуму и партии получат «арифметически» свою долю от этих десяти процентов голосов соответственно. То есть — 56, 22, 11 и 11 процентов соответственно. В мандатах это будет 250 (а не 225, как получилось бы при чисто пропорциональном подходе), 100 и два раза по 50 мандатов. «Друзья России» получают не почти большинство, а настоящее большинство и коалиция с «клоунами» им уже совершенно не нужна.

Всероссийский центр изучения общественного мнения, скажем, за две недели до выборов давал следующие рейтинги партий: за «Единую Россию» - 41, за КПРФ -10, за ЛДПР — 9, за эсеров — 8. Плюс 13 процентов, не собиравшихся участвовать в выборах и еще 14 — неопределившихся с выбором. Результаты ЕР по опросу не впечатляют, но по прикидкам социологов респределение голосов дало бы «партии власти» более 53 процентов голосов, а распределение мандатов — и того больше.

Однако далее тоже интересно. Ведь внутри списка любой партии тоже происходит распределение мандатов. Распределяют они по региональным спискам. И там многое зависит от того, сколько голосов конкретно было отдано за данную партию в некоем регионе. Если в регионе была высокая явка и голосов там отдано больше, то он получит больше мандатов. А если там мало жителей, то может не получить ни одного мандата. Скажем, Чукотка на прошлых выборах не получила первоначально ни одного кресла. Правда, депутат от Чукотки вскоре появился, поскольку от своего мандата отказался Владимир Путин, лидер федерального списка партии.

Этим, кстати, объясняется аномально высокая явка и результат «Единой России» в северокавказских и иных национальных республиках на прошлых выборах.


Им — особенно небольшим республикам — важно дать больше голосов за одну (так проще) «правильную» партию, чтобы быть представленными в парламенте максимально возможным числом депутатов. К тому же кандидаты в депутаты там обычно — сплошь уважаемые люди.

В этом смысле правы авторы стратегии «идти и голосовать, во что бы то ни стало» из Москвы, поскольку низкая явка в Москве расширит представительство иных регионов России.

Понятно, что вся эта предвыборная арифметика и уж тем более послевыборный дележ кресел рядовому избирателю не так уж сильно интересен. По крайней мере до тех пор, пока у партии власти в Госдуме более двух третей мест. Эта картина изменится в воскресенье, по всему пока выходит, что конституционное большинство «Единая Россия» теряет. Наберет ли простое большинство — на сегодня это основной вопрос.

Так что считать мандаты — не такой уж дурной тон. А мы, со своей стороны, облегчим задачу при помощи специального калькулятора мандатов. К тому же он позволяет прикинуть, каким был бы парламент, набери, к примеру, «Единая Россия» 23 процента голосов.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).