будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия армия
Июль 15, 2025
Страна

Глоссарий. Павел Фельгенгауэр. Вооруженные силы

Глоссарий. Павел Фельгенгауэр. Вооруженные силы
felgengauer
Павел Фельгенгауэр

Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Глоссарий», подготовленного совместно с порталом «Твоя история». В рамках проекта ведущие российские ученые, предприниматели, деятели культуры и общественные деятели попытались дать свое определение основным терминам и понятиям, в которых Россия осознает себя в последние четверть века.

Павел Фельгенгауэр, военный эксперт. Вооруженные силы 

В 90-е годы все разговоры были о военной реформе. Все о ней говорили, все занимались ею. Было понятно, что надо что-то делать с советскими вооруженными силами, которые достались в наследство после холодной войны. Собственно, всерьез о военной реформе стали говорить даже в конце советской эпохи, после афганской войны, когда стало ясно, что с вооруженными силами СССР не все в порядке. А после распада СССР изменилась вся геополитическая ситуация: прежние «основные противники», вероятные противники – США, НАТО, Китай – все это растворилось. Кто стал партнером, кто стал стратегическим партнером, во всяком случае, готовиться к войне с ними стало как-то не совсем разумно. А вооруженные силы были развернуты именно под это, а под локальный конфликт, как показала афганская война, они были совершенно не приспособлены. Стали говорить о том, что нужна военная реформа, что без нее нельзя, что вооруженные силы нужны мобильные, хорошо вооруженные, профессиональные и прочее.

В принципе, об этом говорили все 90-е, да и в 2000-х тоже. Но получалось как-то не очень. Вначале решили, что если вместо призывников набирать контрактников, то тогда все станет по-другому. Опять же, были горячие точки, куда родители не хотели, чтобы посылали призванных сыновей, с этим тоже нужно было что-то делать. Афганский опыт, когда погибло и было ранено очень много народа, тоже настраивал на то, что нужны добровольческие вооруженные силы. С другой стороны, было понятно, что сразу их не сделать. И главное то, что профессиональные военные совершенно не были на это настроены. Тогдашнее высшее военное руководство 90-х годов – министр обороны Павел Грачев, тогдашний начальник Генерального штаба Михаил Колесников, кстати, очень серьезный военный специалист и замечательный человек – считало, что советские вооруженные силы были лучшими в мире, отказываться от них не нужно, что контрактники никуда не годятся, за деньги они все равно хорошо воевать не будут, и что сейчас основная задача состоит в том, чтобы сохранить от советского наследия сколько можно. Понятно, что сейчас, в 90-х – «худые годы», денег мало и надо сохранить то, что есть. А потом, когда появятся деньги, на сохранившийся костяк можно будет нарастить мясо и у нас снова будут замечательные советские вооруженные силы, может быть, даже лучше прежних. И поэтому из военной реформы никак ничего не получалось. Так же, как ничего не выходило из идей гражданского контроля.

Хотели назначить гражданского министра обороны, даже некоторое время был министром обороны президент Ельцин, но недолго. Хотели назначить Андрея Кокошина – представителя демократических сил. Правда, потом его назначили первым замом, такой «нашлепкой» в военный истеблишмент, но его «благополучно» кооптировали в свои ряды, и сейчас прежнего Кокошина, которым он был в начале 90-х, от генерала ВПК отличить практически невозможно, мало что осталось. И в целом военная реформа не получилась, поскольку генералы ее делать не хотели, а других генералов в запасе не было. А гражданскую структуру в Министерстве обороны сделать тоже никак не получалось, последняя попытка была совсем недавно, при Сердюкове. И тоже ничего не вышло. Военный истеблишмент съел и Сердюкова, и его дам, их обвинили во всех смертных грехах, а военный истеблишмент остается и сейчас примерно таким же, каким он был, именно он диктует гражданскому и политическому руководству, что нужно делать, а не наоборот.

Результаты всего этого были довольно плачевны: и так было понятно, что все не очень хорошо, но тут случилась первая чеченская война, тотальная катастрофа, и стало понятно, что вооруженные силы вообще недееспособны. Они не годятся ни для большой войны, к которой их когда-то в советское время готовили, ни для локальной войны. Они не современные, не мобильные, они вообще никакие. И каждый раз, когда случалась какая-то неудача, принимались что-то делать. Были подписаны Ельциным какие-то указы – что призыв закончится,  призывников больше не будет. Ничего из этого опять не вышло, против этого всегда выступало военное руководство. Вроде бы они говорили, что, конечно, будет проще со взрослыми мужчинами-контрактниками, но в действительности – нет. Потому что одно дело – мальчишки прямо из школы, которые привыкли слушаться взрослых и которые не понимают, что такое смерть и что такое война, которые просто выполняют приказы, в том числе – самые безумные, совершенно не умея как-то протестовать. И совсем другое дело – взрослые люди, которые добровольно идут воевать. У них другой менталитет, там нужна не только другая структура, там нужны другие офицеры. Это совершенно разный контингент, абсолютно.

Но в наших вооруженных силах и тогда и сейчас они остались вместе, что в принципе работать не будет никогда. История с военной реформой так и осталась самой ужасной, самой крупной неудачей попыток что-то изменить в России  после распада СССР. Ничего хорошего не вышло – ни тогда, ни сейчас. Вооруженные силы, не меняющиеся в своей основе, не поддаются реформированию. И они ему так и не поддались. Пытались, раз уж ничего нельзя изменить идеологически, изменить что-то в практике, создать некоторые части постоянной готовности, которые будут для небольшой локальной войны, с партизанами и боевиками. А для того, чтобы противостоять Америке и всяким «большим игрокам», вся опора будет на ядерные силы. В какой-то момент это может работать, но в долгосрочном плане не работало и не работает.

После распада СССР какое-то подобие рыночной экономики создали, какая-то если не демократия, то что-то на нее похожее, тоже появилась в 90-е годы, даже какая-то сравнительно свободная пресса появилась. А вооруженные силы остались, какие они есть. Кстати, и остальные силовые структуры государства остались такие же, какие они были, и в 2000-е годы именно эта часть государственной машины – силовая ее часть – подавила все прочие. И привела к тому, что мы имеем сейчас – к такой очень серьезной попытке реставрации советского строя, с прежним вероятным противником – США, к ускоренной подготовке к войне с этим противником, во всяком случае – к серьезному противостоянию. С новой гонкой вооружений в логике «пушки вместо масла», то есть примерно через 25 лет вернулись к тому, с чего начали, ничего хорошего не добившись. 

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).