будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
вузы образование Теодор Шанин
Ноябрь 18, 2025
Страна
Шанин Теодор

Глоссарий. Теодор Шанин. Новое высшее образование

Глоссарий. Теодор Шанин. Новое высшее образование
shanin
Теодор Шанин

Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Глоссарий», подготовленного совместно с порталом «Твоя история». В рамках проекта ведущие российские ученые, предприниматели, деятели культуры и общественные деятели попытались дать свое определение основным терминам и понятиям, в которых Россия осознает себя в последние четверть века.

Основатель, первый ректор, а ныне президент МВШСЭН, социолог, историк, профессор Манчестерского университета Теодор Шанин.
Новое высшее образование 

Вопрос:

– Что такое новое высшее образование после распада Советского Союза? Какая задача ставилась и какие попытки предпринимались?

Теодор Шанин:

– Я бы сказал, были три линии попыток. Одна – самая простая: ничего не делать. Мы самые умные, самые хорошие, всякие там идиоты что-то нам говорят, а нам какое дело. Это была одна линия. Вторая линия была: парашютировать в Россию иностранные методы, главным образом американские, и бросить сюда десант преподавателей оттуда, и начать создавать американские университеты. Третья попытка – интегрировать, с расчетом на то, что, скажем, англо-саксонское преподавание прошло долгий путь длиной в несколько сотен лет, но повторять его в условиях России будет глупо, потому что это даст негативные, а не позитивные результаты. Здесь стоит вопрос интеграции, а не «перенятия» или «неперенятия», как он всегда вообще ставился: западничество против славянофильства. Это очень часто было: или все оттуда, или все отсюда. А идея интегрировать то, что полезно и важно, то, что двигает вперед – как-то не очень замечалось, что это тоже возможно. Не только возможно, но это и есть, на мой взгляд, лучшая возможность. Когда это все началось, я написал письмо министру образования России, в котором сказал, что пришло время начать продвигать вперед образование и продвигать его, исследуя, что интересно в западной академической технологии и социологии и прочем, чего там только нет . И что из этого, быть может, следует перенять, немного изменив, и так далее. Он мне на это ответил, что его интересует, как это делать, я сказал – давайте создавать четыре университета. Немецко-российский, французско-российский, англо-российский и американо-российский. И попробуем это на деле, и тогда увидим, разберемся в течение года-двух. Я получил ответ, что «у нас нет сил на четыре направления, но, я думаю, что вы принципиально правы, так попробуйте с одним. А мы попробуем помочь вам это сделать». И, таким образом, с точки зрения идейной и профессиональной началось Московская высшая школа социальных и экономических наук МВШСЭН. Но условием мне поставили, чтобы я согласился вести это первые два года. Я посоветовался с российскими друзьями – с Левадой, с Заславской, – и они оба сказали, что я должен попробовать. «Как-нибудь выдержишь два года». Так как уже заканчивается двадцать лет, по-видимому, идея интеграции срабатывает, если с ней работать, а не играться.

Вопрос:

– Почти одновременно с Московской высшей школой социальных и экономических наук возникли и другие проекты: РГГУ, ВШЭ, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Смольный институт, РЭШ. Как соотносятся эти проекты?

Теодор Шанин:

– Общее – то, что все началось с интереса к результатам развития западной культуры и западной академической культуры. В каждом случае к этому подходили по-разному, я – за то, чтобы подходить по-разному. Потому что чем больше разных подходов, тем богаче получается результат. В остальном – единственная опасность здесь была, что когда собираются эти вещи, то кончится свалкой. Люди начнут объяснять друг другу, что они лучше, чем другие. Я добивался здесь жестко и, думаю, добился – никаких соревнований. Пробовать надо все. Мы никак не можем определить сразу, куда это пойдет. Давайте будем и учиться друг у друга, и тогда это и впрямь даст оптимальный результат. И мы учились друг у друга.

Вопрос:

– Можно ли сказать, что 90-е стали временем экспериментов в среднем и высшем образовании?

Теодор Шанин:

– Несомненно. Где-то – удачно, где-то – неудачно, и в этом встал вопрос техники, как это делать. Как интегрировать. Нет учебника, как интегрировать академическую культуру, и не могло его быть. Теперь, быть может, мы можем издать такую книжку, но тогда ее не существовало. И поэтому надо было быть открытым к возможностям, это всегда эксперимент. Что бы ты ни делал, это становится экспериментом, когда ты открыт тому, что, если надо, то ты подкрутишь, поменяешь, совсем изменишь и так далее. И Московская школа выработала несколько особых техник, я думаю. Первая – конечно, это валидация. Мы договорились с Манчестерским университетом – что было просто, потому что я был профессором этого университета, – что мы строим программы таким образом, что каждый факультет МВШСЭН имеет эквивалент себе среди факультетов Манчестерского университета. И они выделяют умных людей, потому что и в университетах бывают идиоты, но есть ведущие преподаватели, которым интересна педагогика и так далее, и эти люди становятся «связными». Каждый факультет МВШСЭН проходит процесс, когда каждый год пребывает сюда группа ученых или один ученый эквивалентного факультета, который работает с преподавателями, смотрит, какие экзамены они принимали, какие оценки ставили и так далее.

Ясно, что это – не приказ сверху, потому что никто не имеет права приказывать другому университету. И это, между прочим, напрямую связано с практикой, существующей в Англии. Потому что Английская академия отказалась слушаться своего министерства образования, считая это неправильным, и она ввела технику, когда каждый университет каждые три года назначает новых внешних экзаменаторов. Они приходят со стороны изучать, что мы делаем, и проверять, что мы делаем, и это выравнивает уровни по всей Англии. Мы (МВШСЭН) ввели то же самое, но добавили на один шаг больше – у нас есть два экзамена на каждый экзаменационный процесс. Но к этому добавляем еще одного иностранца, англичанина. Так что есть систематическая проверка, которая идет из года в год. Должен сказать, что я вчера звонил человеку, который ведет нашу работу с Манчестером, и сказал: «Со временем начинают не вполне выполняться договора, сползать. Перед разговором с моими коллегами я должен быть уверен, что ничего не сползло. Отчитайся – сползло или нет». И мне человек отчитался – ничего не сползло. Это значит, что структура хорошо поставлена, держится. Сползает – это когда все не очень уверены, что они делают.

Шанин Теодор
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).