будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Страна

Год или година?

Год или година?
98_01

Позиция политического обозревателя требует зашифровывать тосты и поздравления с хорошими праздниками под аналитический текст об итогах года. А ведь мало какие требования более справедливы, чем требования жанра.

Все, что произошло, не было тайной: у нас на год всегда приходится какой-нибудь кризис, это объектная черта государственного устройства. В 2005 году нам повезло. Вполне ожидаемый кризис с льготной реформой случился в самом начале года, а к его концу про это уже стали забывать. Как отметил Алексей Левинсон, страна рада уже тому, что ничего страшного не случилось, и это дорогого стоит.

Политики и политические институты продолжили свой путь освобождения от граждан и их мнения. На это тратятся ресурсы (как при монетизации), и под это создаются ресурсы (структура управления в госкомпаниях и национализация). Граждане тоже еще больше освободились от политики и с удовольствием занялись частной жизнью - смотрят “Аншлаг”. Все это было бы прекрасно, если бы могло продержаться долго.

Но стабильность у нас корявая, временная. Она такая, как будто Россия уже состоялась. Если бы у нас был справедливый порядок и здравый смысл в судах, больницах, милиции, армии, школах, университетах, налогах, отношениях собственности, то граждане для политики были бы более-менее не нужны. Только методами управления (без политики) - например, через технико-экономические схемы реформ - ничего в этих сферах сделать нельзя.

Как любит повторять Виталий Найшуль, все, что можно было сделать без истории, традиции, культуры, без населения, то есть, на одной только денежной мотивации, было уже сделано в начале 90-х. Приватизация и свободные цены дали возможность включения материальной мотивации. Все, что предстоит сделать в России, требует еще и других средств. Больницы, школы, боеспособные части армии все еще как-то работают не благодаря, а скорее вопреки ситуации с денежным стимулированием. Культура умеет воспроизводить жизнь несмотря ни на что. И надо успеть, пока деморализация и замирение этих сфер не уничтожило основания социальной жизни.

Я все время это повторяю не потому, что хочу кого-то идеологизировать. Я, на самом деле, пытаюсь найти с вами свои основания, то, каким образом появляются у нас оценки и знания про политику, способ думать. Обнажить прием, так сказать.

Для начала анализа надо правильно указать предельную сущность, по отношению к которой только и имеют смысл политика и политики. Ведь можно просто обсуждать захват группами власти контроля над различными бизнесами, но это может быть разговором вроде сплетни.

Для меня предельную важность для политического анализа имеет как раз вопрос о гражданах. У нас есть исторический шанс: впервые в России потребность в очередной модернизации приходится на время, когда у нас население по большей части городское и более-менее образованное. А значит, есть шанс пройти не через террор. И критическая точка, когда мы сможем сказать, состоялась ли Россия или нет, наступит лишь тогда, когда государство сможет публично, словом и делом отказаться от практики массового насилия (милицейского, налогового и т.п.), когда власть будет строиться на основе доверия, а не на основе угроз гражданам.

Сейчас остается шанс пойти и в ту, и в другою сторону. Например, по налоговой линии можно прижучить любого. А то, что стало в этом году с толкованием налогового законодательства и законодательства вообще, делает террор технически простым делом.

Владислав Сурков в своих более-менее публичных текстах любит жаловаться на то, что все слишком много думают о возможности Администрации Президента что-то делать, а реальных собеседников, другой стороны для разговора общество не производит. Есть такая проблема, Юрий Левада, скажем, говорит об “атомизации” общества.

Здесь, я боюсь, все иначе. Правильный, но еще недопонятый в общественном обсуждении тезис состоит в том, что для реформ социальной сферы, судов, армии, науки, милиции, то есть для строительства России, потребуется создавать политических партнеров.

Так, например, в науке ничего путного не выйдет, если правительство так и будет бодаться с Академией Наук. Сделать что-то можно, если появится принятое работающими учеными общественно-политическое представительство, если оно будет воспринято реформатором как главный заказчик на реформу. Отклик на такую позицию реформатора будет обязательно – когда понятна цена вопроса, люди умеют объединяться. Тут будет сразу очевиден обман и попытки сокрыть цели – у реформ не будет партнеров и базы поддержки.

Политические партнеры в обществе появятся только в ответ на действие, условием для которого должен быть отказ государства от террора. От попыток видеть в населении быдло, материал для манипуляций. Собственно, в этом и есть политический выбор – либо опираться на ресурсы массового насилия, либо на массовую активность граждан. Само не возникнет. “Молекулы” в атомарном обществе могут быть лишь реакцией на дело, требующее общих усилий, разных сторон, договоренностей, компромисса, доверия и партнерства.

С этим связан и вопрос о легитимности власти в России, что так много обсуждалось в связи с украинской революцией. В нашей истории мы часто имели дело с ситуациями, когда главы государства правили вообще без легитимности, то есть без опоры на доверие граждан. Мы знаем, что это возможно, средством сохранения власти в такой ситуации является постоянное применение средств насилия.

Собственно, власть большевиков обрела легитимность, похоже, только после Великой Отечественной войны, а символом этого стало обращение диктатора со словами “братья и сестры”. Собственно, поэтому она – Отечественная. Это было общее дело, которое позволило опереться на искреннюю позицию огромного большинства граждан. И только после войны со смертью Сталина стало возможно прекращение террора. Никита Хрущев уже мог и не опираться на массовое насилие.

В 90-е, говорят, в Администрации Президента начали накапливать “папочки” на чиновников, бизнес, на политически активных людей, с тем чтобы управлять лояльностью элит. Это было способом удержания управления при отсутствии легитимной власти. Сейчас уже, судя по тенденции решений судов по экономическим преступлениям, “папочек” даже и не нужно.

В этом смысле власть слаба и не имеет понятной легитимности. Рейтинг президента - это слабая имитация необходимого, договор о намерении - народу хочется верить во власть как таковую. Но ни один из важнейших для страны вопросов волей президента не решить: невозможно прекратить по одному слову Владимира Путина “налоговый террор”, участие силовиков в “корпоративных войнах” и тем более “утвердить результаты приватизации” или устроить справедливый суд. Поэтому если этот или будущий президент все-таки будет думать о стране, ему понадобятся граждане.

На Западе вопрос о связи культуры, традиции и социально-экономического устройства начал обсуждать Макс Вебер. Он обсуждал социальные добродетели, необходимые для капитализма, через описание “протестантской этики”. Тут, конечно, дело не протестантизме как таковом. Я так думаю, дело в том, что протестанты, в отличие от католиков, имеют тенденцию к сектантской жизни, к образованию групп больших, чем семья, но меньших, чем государство или церковь. Наши староверы и хлысты тоже неплохо вписывались в капиталистическую экономику.

Дело в том, как именно каждая культура умеет обеспечить связность среднего уровня выше семьи и ниже корпорации или государства, - то, что они там любят называть непонятным словом “гражданское общество”. То есть я мог бы Вебера понять таким образом, что настоящее гражданское общество США, его костяк, – это 20% традиционного, консолидированно голосующего, политически активного сектантского, верящего в скорый конец света меньшинства.

Командные отношения среднего уровня Фрэнсис Фукуяма произвольно и ненаучно связал с красивым словом “доверие” (как на долларе - In God we Trust). За популяризацию проблемы ему даже можно простить совершенно произвольное утверждение об особой расположенности американцев и японцев к этому самому трасту-доверию. Проблема-то правильная – для справедливого устройства экономики и социальной сферы требуются группы, команды, внутри которых могут быть действия иного типа, чем интересы семьи и индивидуума.

С этим связан вопрос о передаче слабой, малолегитимной власти в России в 2007 году. На месте людей, которым президент пытается доверять, коллективным субъектом, правящим страной, являются члены одного дачного кооператива “Озерный”, расположенного под Питером. Вот и увидим, достаточно ли дачного расселения, для того чтобы иметь все основания для доверия даже в случае таких больших искушений, как власть и крупнейшая собственность в России. Возможны проблемы, тем более, что этот кооператив в стране не единственный, остальные дачники тоже имеют свои "хотелки". Вот у Михаила Касьянова, например, как нам объяснили, тоже есть дача.

Была гипотеза, что командность и доверие, возможно, сохраняются в профессиональных сферах, связанных с передачей культуры, некоторой идеологии и этических принципов, – в армии, среди врачей, ученых, у гэбистов. Там, где еще остались профи, “сектантское” знание. Эти профессиональные корпорации и есть первые кандидаты на настоящую политику - ту, которая про будущее.

Но чтобы там ни говорил Фукуяма про православие, отсутствие у нас доверия-траста и вообще про ущербность России, я-то точно знаю, что в любой великой культуре есть свои способы доверия и свои типы командности. Боле того, будущее за теми странами, которые смогут создавать такие группы наиболее эффективно и современно. В русской культуре, по ощущению и личному опыту, есть богатый материал для доверия. Чего и Вам желаю.

Вот как я незаметно перешел к тостам. С Новым годом, дорогие товарищи (в самом хорошем, доверительном смысле слова “товарищ”)!

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).