будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 14, 2025
Страна
Усыскин Лев

Голубой крейсер

9 сентября 1935 г. в Ленинграде был подписан договор напроектирование и строительство боевого корабля для рабоче-крестьянского красного флота между представлявшим советскуюсторону Главморпромом и итальянской фирмой "Одеро-Терни-Орландо", чьиверфи были расположены в городе Ливорно. С советской стороны под документомпоставил свою подпись авторитетнейший деятель военно-судостроительнойпромышленности Ромуальд Адамович Муклевич, погибший во время массовых репрессий1938 г. С итальянской стороны подпись под контрактом ставил сам Луиджи Орландо– директор-распорядитель и совладелец "Одеро-Терни-Орландо", второйпо размеру и обороту компании военного судостроения муссолиниевской Италии.Именно ей, после неудачных переговоров с французскими фирмами, а также слидером военно-кораблестроительной отрасли Италии, компанией"Ансальдо" надлежало построить для сталинского СССР корабль,относящийся в итальянской терминологии к классу Esploratore Veloce – "быстроходныхразведчиков". В советской же военно-морской терминологии подобный корабльназывали "лидером эскадренных миноносцев". В самом деле, это быликорабли как бы промежуточного размера между эсминцами и легкими крейсерами – всравнении с первыми они имели большее водоизмещение, более мощное вооружение и,что важнее, большую быстроходность. Эти корабли и предполагалось использоватькак для задач разведки, крейсирования, так и для атак возглавляемых имиминоносных групп.

Сам факт того, что иностранное, идеологически враждебноегосударство занималось с СССР подобным военно-техническим сотрудничеством, недолжен казаться нам исключительным. Он не был единичным ни в то время, ни, темболее, во времена более ранние – как известно, героический крейсер "Варяг"был построен в США на филадельфийской верфи "Чарльз Уильям Крамп исыновья" вместе с много более удачным кораблем – броненосцем"Ретвизан", также, однако, потерянным в Русско-Японскую войну. А впредвоенные годы у той же Италии закупались судовые механизмы для первогокрейсера советской постройки – "Киров". Приобретали у Муссолини иразработки по минно-торпедному вооружению. Здесь важно иметь в виду, что ввоенном кораблестроении СССР вплоть до начала войны так и не сумел выйти науровень царской России, которая, тем не менее, тоже не гнушалась покупатьоружие за границей.

Так что стопроцентная самодостаточность в производствевооружений, кажущаяся нам всегдашней особенностью нашей страны, была таковойлишь в послевоенные годы. Иначе говоря, нынешние переговоры о приобретениифранцузского вооруженного пулеметом парома "Мистраль" – в этом планевсе-таки не крушение вековых устоев.

Итак, советское военное руководство примерно с 1932 г.пришло к мысли о необходимости наличия в составе ВМФ страны лидеров эскадренныхминоносцев. Поскольку технологическими возможностями разработки и строительстваподобных кораблей СССР не обладал, было решено заказать за рубежом головнойкорабль проекта, после чего уже строить на отечественных верфях другие кораблисерии. Именно с учетом этих намерений и был подписан контракт с итальянцами – вкотором (дополнительным соглашением от 1 апреля 1937 г.) оговаривалось нетолько строительство "Ташкента" по предоставленному заказчикомтактико-техническому заданию, но и методическая помощь в подготовке кстроительству дальнейших кораблей серии. Что же до самого "Ташкента",то среди параметров ТТЗ важнейшими были ходовые: скорость хода – не менее42,5 узлов на 6-часовом испытании, дальность плавания – не менее 5000морских миль 20-узловым ходом, мощность энергетической установки – не менее100000 л.с. Стандартным водоизмещением согласно контракту было 2790 т, однакоуказанная скорость 42,5 узла должна была быть достигнута при водоизмещении 3216т. Более того, контрактом оговаривалась значительная премия (до четвертиконтрактной стоимости) исполнителю к зафиксированным 44 млн. ит. лир в случаеощутимого превышения контрактной скорости. Артиллерийское вооружение должнобыло устанавливаться советской стороной уже после передачи ей готового корабля.

В советских документах этот проект получил наименование"20И". Со стороны заказчика руководила проектом специальная комиссия,сменившая за четыре года трех руководителей: Сергей Георгиевич Турков былуничтожен в ходе массовых репрессий, Абрам Самойлович Кассациер – будущий"отец" советских атомных субмарин – отправлен в лагерь. И лишь третийглава комиссии – Михаил Михайлович Жуков – сумел довести дело до конца.Добавим, что был отозван на родину, после чего уничтожен и Роберт МироновичБомзе – видный корабельный инженер, на плечи которого легла забота о первичнойорганизации работы советских представителей в Ливорно. Именно в егораспоряжение поступила первая группа прибывших в Италию советских специалистов– пять человек (П. П. Шешаев, В. Н. Осико, А. Г. Мандрик, С. Д. Солоухин и А.К. Усыскин), отправившихся из СССР 13 октября 1935 г.

Вообще же, в ходе реализации проекта через Ливорно прошло дополусотни советских моряков и инженеров – лишь в два раза меньше, чем работалов итальянской конструкторской группе главного инженера "Орландо"Руже, отвечавшего за проект со стороны исполнителя. Для деятельности советскихинженеров, помимо отведенных рабочих мест в конструкторском бюро фирмы, быладаже арендована отдельная вилла – и в самом деле, их вклад в создание кораблябыл далек от формального. Фактически, проект был совместной разработкой,совместным творчеством – симбиозом нескольких национальных кораблестроительныхтрадиций (энергетическая установка была английского производства системыПарсонса).

Как бы то ни было, уже 3 февраля 1936 г. стороны рассмотрелиобщий проект корабля, десять дней спустя документация была доставлена в СССР, и27 февраля он был утвержден с рядом непринципиальных замечаний. Почти год ушелна доработку и подготовку производства, и лишь 11 января 1937 г. на верфи"Орландо" был заложен лидер "Ташкент", получивший имя вчесть погибшего на Волге в Гражданскую войну кораблика, а не в честь столицы советскогоУзбекистана, как можно было бы предположить. Спущен на воду "Ташкент"был уже 21 ноября. Вот, как описывает эту процедуру в своих неопубликованныхвоспоминаниях А. К. Усыскин, один из трех или четырех советских специалистов,сопровождавших проект от начала до конца и вернувшихся на родину вместе спостроенным кораблем в апреле 1939 г.:

Для больших гостей иначальства на стапеле на высоте и вблизи форштевня была сооружена небольшаятрибуна, на которой расположились господин Руже с супругой, секретарьливорнского комитета фашистской партии, кто-то из служителей католическойцеркви в облачении с крестом в руке и наш Михаил Михайлович Жуков – председателькомиссии СССР. Выражения лиц этих привиле­гированных участников церемонии было,естественно, разным, и каждый из нас, ожидая команды с мостика о спуске, такжевыглядел по-своему... Если господин Руже был озабочен тем, чтобы все хорошо искорее прошло, и непрерывно курил, то представитель Ватикана сосредоточенно исерьезно старался не прозевать момент страгивания корабля, чтобы благословитьего взмахом креста. Представитель фашистских властей самодовольно созерцал,видимо, гордясь, что ему доверено представлять Дуче в столь тон­кой международнойцеремонии... Супруга господина Руже чувствовала себя вряд ли удобно, ибо"крестной" советского корабля были вынуждены ее назначить после того,как было признано целесообразным нарушить установившуюся в королевском флотеИталии традицию и никого для нашего случая из женской части королевской семьи"мадриной" не назначать. Гос­пожа Руже явно беспокоилась, как бы непромахнуться с бутылкой шампанского, которая висела на форштевне корабля. Ну, аМихаил Михайлович Жуков, будучи меньше всех ростом, выделялся красным бантикомна пиджаке… Позже я понял, почему он суетился около господина Руже...Оказывается, он хотел на трибуне такой бант приколоть на пиджаке господинаРуже, но не получилось... "И хорошо!" – подумал я. По какимсоображениям он счел уместным пойти на этот мужественный поступок, осталосьнеясно, так как на наш вопрос он только улыбнулся своими тонкими губами... Этобыл, пожалуй, первый и единственный случай, когда М. М. Жуков – этотскромнейший человек – позволил себе проявить неосторожный жест, пока еще"на чужом пиру".

Так выглядела картинаперед тем, как на трибуну поднялся ответственный за спуск и доложил оготовности господину Руже. Все стихло. Прозвучала на итальянском языке команда,по смыслу подобно нашей: "Убрать задержники!".

Освобожденный корабльвздрогнул. В этот момент "мадрина", удачно размахнувшись, разбила офорштевень бутылку шампанского. Раздались крики "браво", полетеливверх шляпы и береты, корабль начал движение, будучи осененным крестом священника,тоже удачно выполнившим свой долг... Но что случилось? Едва священник отошел отфорштевня, корабль начал замедлять движение и остановился, пройдя всего несколько метров... Позор! Случилось то,чего никогда на верфи не случалось. Да и с каким кораблем, в каком присутствии!Изумление было достойно пера Гоголя. Все ока­зались на минуту контуженными,отвели взгляд от парадного мос­тика и стали следить за сутолокой специалистов успусковых доро­жек. Включились в поиск причины и мы – корабельные инженерысоветской комиссии... Никто не расходился и все ждали не столько выясненияпричин – это интересовало нас, специалистов, – сколько возобновления движениякорабля к урезу воды. Наконец, причина была установлена: под нижней кромкойпервой  от кормы салазки правого бортаоказался длинный гвоздь толщиной около 5 мм, своей шляпкой тормозившийдвижение... Этого было достаточно, чтобы корабль, не приобретший инерции,остановился. Убрав гвоздь и применив лебедки, корабль был сдвинут с места, и,наращивая скорость, благополучно сошел на воду.

Был ли это злой умыселили небрежность – не стали докапы­ваться, обстановка была и без тогонапряженной. Мы, советские специалисты, склонялись к первому, ибо когданазавтра я повни­мательнее стал осматривать, чем скреплялись деревянные частиспускового устройства, гвоздей, подобных найденному, не обнару­жил. Бог с ним!Тяжелых последствий не было, а история корабле­строения, да и история самого"Ташкента" знает и большие неприят­ности...

После спуска корабля,как положено, мы с итальянскими кор­пусниками стали осматривать междудонныеотсеки – самое укромное место на корабле…

В марте 1938 г. были проведены ходовые испытания корабля, накоторых выяснялось соответствие параметров "Ташкента" оговоренным вконтракте. 14 марта на мерной миле при среднем водоизмещении в 3422 т. корабль,чья энергоустановка развила мощность в 130000 л.с., показал максимальнуюскорость в 43.553 узла. Это был едва ли не мировой рекорд для кораблейподобного класса, и итальянские газеты не преминули раструбить о событии навесь мир. Таким образом, контрактная скорость была превзойдена, и вступали всилу положения о премии.

Однако здесь вышла заминка. Оказалось, что пересчет скоростина контрактное водоизмещение в 3216 т. возможен по разным методикам, дающимразный результат, – так, отечественная методика в сравнении с британской даваламеньшую цифру. Спор, тем не менее, был недолгим: советская сторона согласиласьв конце концов с позицией оппонентов, дабы не дать тем формального повода(точнее – зацепки) для разрыва контракта. В СССР всерьез боялись, что Италияпросто решит оставить столь удачно получившийся корабль для собственных ВМФ.Так в документации появилось значение максимальной скорости при контрактномводоизмещении – 44.6 узла (82.6 км/ч)

Вообще, из нашего далека кажется довольно странным, чтокорабль для СССР таки был построен и передан – при том, что за эти годы Италияи СССР оказывались, к примеру, по разные стороны баррикад Гражданской войны вИспании, а сама Италия, начав войну в Абиссинии, подпала под санкции Лиги Наций…Впрочем, определенные корректировки все-таки пришлось вносить: оказалось, что"Ташкент", предназначавшийся для Балтийского флота, просто нереальнопри текущей внешнеполитической обстановке вести через Гибралтар в обход Европы.Было решено определить его на Черное море – но даже это было не просто: витоге, в апреле 1939 г. через Боспор и Дарданеллы "Ташкент" шел,замаскированный под "коммерсанта", с итальянским экипажем на палубе ипод итальянским флагом. А уже 6 мая 1939 г. в Одессе состоялась церемония сменыфлага. Вот как она выглядела по словам А. К. Усыскина:

Взволнованноесостояние было заметно на лицах всех на корабле. У итальянцев – с каким-тооттенком горечи расставания с чем-то дорогим, у наших советских людей на лицахторжествовала радость возвращения на Родину, радость победы в тяжелой борьбе закорабль. Утром, скушав завтрак и выпив чашку кофе, приготов­ленный в последнийраз итальянским коком, все начали готовиться к церемонии передачи кораблякоманде советского Военно-Морского Флота. Наверху, в салоне собралисьпредседатель советской комиссии Михаил Михайлович Жуков, уполномоченный фирмы,главный инженер ливорнской верфи синьор Руже, с ними рядом итальянец, капитанкорабля. В качестве официальных государственных представителей участвовали начальникУправления Кораблестроения Николай Васильевич Осаченков и заместитель наркомасудостроительной промышленности Николай Михайлович Разин. Синьор Руже пригласилсвоего перевод­чика  Порчелли, а МихаилМихайлович Жуков – меня.

Была согласованацеремония передачи корабля советскому экипажу. Экипажи той и другой сторонывыстраиваются по бортам на палубе полубака. Итальянский экипаж – на левомборту, советс­кий – на правом. Перед заменой флага господин Руже и М.М. Жуковобращаются к экипажам со словами благодарности и добрых пожеланий, после чего –даются команды опустить итальянский и поднять советский флаг. Переводить речибыло поручено: речь М.М. Жукова – итальянс­кому переводчику Порчелли, а речьРуже, обращенную к советскому экипажу, мне. Я согласился и по неопытности непопросил Руже соблаговолить предварительно познакомить меня с ее текстом...Начальство и официальные представители расположились на палубе полубака уоснования носовой надстройки, а все присутствующие, не входящие в экипажи, втом числе и члены советской комиссии, по бортам у коридора и на крыльяхмостика. Все были взволнованы в ожидании торжества и – с некоторой тревогой –речей Жукова и Руже, ибо время было в политическом отношении довольнострогое...

Обращение М. М. Жуковак присутствующим и итальянскому экипажу прошло благополучно, и перевод Порчеллине имел неприятных для нас оттенков. Что касается речи господина Руже, точнее,моего перевода, то ее заключительная часть вызвала у меня мгновенную, нозаметную растерянность, из которой меня счастливо вывела какая-то неожиданновозникшая в голове находка… А произошло вот что...

Когда сеньор Руженачал речь, я быстро пришел в себя и довольно спокойно стал переводить пологично связанным кускам... И вдруг конец: Viva il Duce! Viva Italia fascista!. Ябыл убит и на мгновение замолчал. Все слушавшие и даже те, кто знали только"боц­манский" язык, успели себе перевести эти слова... Я чувствую,что наши товарищи хотели бы меня спасти от явной гибели... Но я вдруг собралсяи после некоторой задержки и откашливаний, закончил словами: "В конце речисиньор Руже приветствует свое правительст­во!" И бледный, быстро отойдя кнадстройке, заметил по лицам своих советских друзей, да и итальянцев, что я былв довольно трудном положении, и теперь буду долго жить... На лицах моихтоварищей по комиссии была довольная улыбка, означавшая: "Молодец,Кузьмич!" А переводчик Порчелли, горько улыбаясь, отреагировал словами:"Вы, синьор инженер, не точно сделали перевод заключительной фразы господинаРуже... Итальянским языком вам надо еще подзаняться"... Я с этимсогласился…

Остается добавить, что А. К. Усыскин и в самом деле прожилдолго – 91 год, – дослужившись до звания контр-адмирала и должности заместителяначальника Главного Управления Кораблестроения ВМФ СССР.

См. также:

  • Усыскин. Тот, кто прошел стороной. Немного мистики. Часть 1.
  • Усыскин. Век Цусимы
  • Усыскин. Любимая война моей юности
  • Усыскин. В погоне за нефтяным мороком
  • Усыскин. Тридцать пять лет в красной палатке
  • Усыскин. Морские басни дедушки Крылова
  • Усыскин. Как Российская империя сдавала Порт-Артур
  • Усыскин. Настоящий конец войны
  • Усыскин. Первый орел военно-морского флота
  • Усыскин. Судьба корабля
Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).