Волгоградскую газету «Городские вести», опубликовавшую шарж на религиозную тему, все-таки закрывают. Такое решения приняла мэрия Волгограда, не дожидаясь окончания прокурорской проверки. «Мы внимательно обсудили эту статью, посмотрели, и, чтобы не разжигать межнациональную рознь, мы закрыли газету», - сказал в пятницу на пресс-конференции вице-мэр города Андрей Доронин.
Газета опубликовала иллюстрацию к статье «Расистам не место во власти», на которой изображены Христос, Моисей, Будда и Мухаммед, смотрящие телевизор, на экране которого - две готовых к драке группы людей. Подпись под рисунком гласит: «А ведь мы их этому не учили». Скандал вокруг этого рисунка инициировало местное отделение «Единой России», которое усмотрело в рисунке оскорбление чувств верующих. В результате Генпрокуратура начала доследственную проверку.
Этот скандал разразился на фоне «карикатурной войны», сопровождающейся агрессивными акциями протеста мусульман по всему миру против публикаций в западной прессе карикатур на пророка Мухаммеда. Видимо, это во многом и обусловило внимание волгоградских властей и прокуратуры к рисунку в местной газете.
Информация о том, что газету закрывают, стала появляться в новостях еще вчера, однако выяснилось, что ликвидируется муниципальное учреждение «Волгоград-Информ» - учредитель «Городских вестей».
Главный редактор «Городских вестей» отрицала обвинения в том, что рисунок оскорбляет религиозные чувства. Она заявляла, что у верующих в Волгограде не возникло к газете никаких претензий.
С представителями волгоградского религиозного сообщества солидарны и крупные религиозные деятели России.
Карикатура в волгоградской газете не содержит ничего провокационного или оскорбляющего чувства православного человека, заявил в интервью «Полит.ру» официальный представитель Московской патриархии отец Михаил Дудко. По его мнению, скандал вокруг волгоградского издания во многом раздут искусственно, в связи с «карикатурной войной», начавшейся из-за публикации религиозных карикатур в датской газете «Юланд-Постен». Отец Михаил убежден, что невинный рисунок в волгоградской газете не может быть поводом для открытого выражения религиозного возмущения. Он убежден, что оскорбить чувства православных христиан может лишь то, что сделано со злым умыслом и напрямую направлено на оскорбление религии.
Главный раввин России Берл Лазар также считает, что в Волгограде не было никакой попытки оскорбления чувств верующих. "Я сомневаюсь, что такой рисунок мог сделать действительно религиозный человек, но ясно одно: рисовавший не нарушил главную норму межрелигиозных отношений – взаимное уважение, поэтому закрытие газеты мне кажется не просто чрезмерным, но абсолютно ничем не оправданным", – заявил Лазар "Интерфаксу" в пятницу.
По мнению председателя Исламского правозащитного центра, муфтия Бугурусланского муфтията (Оренбургская область) Исмагила Шангареева, решение администрации Волгограда закрыть газету является слишком жестким. "Думаю, что власти перегнули палку. Это слишком жесткая реакция", – сказал муфтий. В то же время он отметил, что отчасти понимает решение властей Волгограда, "поскольку те таким образом не хотели допустить хотя бы малейших волнений, какие мы видим в связи с "карикатурным" скандалом". "Видимо, власти стремились предвосхитить малейшие намеки на волнения мусульман, поскольку в исламе запрещено изображать пророка, даже если речь идет о такой доброжелательной форме, когда он смотрит телевизор", – сказал Шангареев. Он назвал Волгоград "зоной повышенного риска", так как здесь, по его словам, растет число выходцев из Чечни и Дагестана, исповедующих ислам. "Однако, думаю, волгоградским властям можно было попробовать отыскать менее радикальный способ", – отметил муфтий.
Впрочем, среди российских мусульман на этот счет единства нет. Совет муфтиев России (СМР) поддержал решение мэрии Волгограда о закрытии газеты. "Появившиеся в российской прессе карикатуры также вызвали неприятие мусульман. В исламской культуре изначально запрещены изображения пророка Мухаммеда, а не только те, что неуважительны", - сказал председатель СМР муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Муфтий призвал людей творчества "иметь собственную внутреннюю цензуру в условиях демократической свободы слова, ибо порождение протестов и разжигание межконфессиональной розни способно отбросить общество к вынужденному тоталитаризму".
А зампредседателя СМР Мансур Шакиров в интервью РИА "Новости" высказал мнение, что рисунок в волгоградской газете носит "заказной характер", причем, по мнению Шакирова, заказали его атеисты, которые хотят поссорить религии между собой. Зампредседателя СМР считает, что атеистам это выгодно.
Между тем выяснилось, что волгоградский художник вовсе не является автором изображения Христа, Моисея, Будды и Мухаммеда, появившегося в «Городских вестях». На самом деле он попросту взял картинку с сайта Caricatura.ru и видоизменил ее, придав ей злободневности. В версии волгоградской газеты на экране телевизора показывают две готовые к драке группы людей. Рисунок сопровождается подписью: "А ведь мы их этому не учили" и подается за авторством "Андрей Цветков".
В оригинальной версии карикатуры Игоря Конденко, вывешенной на сайте Caricatura.Ru 26 сентября 2005 года, - основатели мировых религий смотрят по телевизору на супермена. Примечательно, что датские карикатуры, ставшие причиной недавно разгоревшегося международного скандала, также появились еще в сентябре 2005 года.
Сравнить две картинки можно по этим ссылкам:
Волгоградская карикатура (9 февраля 2006 г).
Карикатура "Супермен" Игоря Конденко (26 сентября 2005 г.)
Еще одной жертвой карикатурной войны может стать вологодская газета "Наш регион". Тут повод уже более серьезный: против редакторов газеты, которая перепечатала 12 скандальных датских карикатур, вызвавших возмущение мусульман по всему миру, может быть возбуждено уголовное дело. Сейчас прокуратура Вологодской области проводит проверку, которая может занять до 10 дней. По результатам проверки будет дана правовая оценка публикации и решен вопрос о наличии в ней признаков состава преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, в том числе и по признаку отношения к религии.