Российские граждане, арестованные по подозрению в причастности к убийству "в пятницу, тринадцатого" Зелимхана Яндарбиева, скорее всего, предстанут перед судом, причем в ближайшее время. Об этом сообщила вечером в среду, 3 марта, телекомпания НТВ со ссылкой на катарскую газету "Аш-Шарк".
Видимо, усилия, предпринятые в последние недели российскими дипломатами и спецслужбами, были недостаточны... или не там приложены.
А поначалу казалось - какой сильный ход! 28 февраля в Москве были задержаны двое граждан Катара - по версии российских спецслужб, "за связь с международным терроризмом и незаконными вооруженными формированиями". Пошли разговоры о возможном их обмене на арестованных в Дохе россиян.
Потом стало известно, что в Шереметьево задержали следовавших транзитом из Белоруссии в Сербию спортсменов, членов катарской олимпийской сборной по вольной борьбе, а единственная претензия поначалу была не к их "деятельности" и "связям", а к незадекларированным деньгам (то ли к сотням, то ли нескольким тысячам долларов). Не ахти, но для обмена сойдет.
Некий саспенс в ситуацию вносил турнир по теннису, начинавшийся все в той же Дохе 1 марта - там Россию должны были представлять пять спортсменок. Комментаторы, например, дипломат Евгений Корендясов, утверждали, что теперь задержание теннисисток тоже "вполне вероятно".
Но потом вся комбинация начала сыпаться, как карточный домик. И не потому, что, пересаживаясь с самолета на самолет, трудно вступить в связь с незаконными формированиями - разве что те сидят в засаде между терминалами "Шереметьево-1" и "Шереметьево-2". Просто катарцы оказались не совсем те... Азербайджанец Ибад Ахмедов, действительно, выступал за Катар в греко-римском стиле, а белорус Александр Дубровский уже десять лет тренирует катарских борцов. Оба имеют там вид на жительство, но при этом являются гражданами Белоруссии. Пресс-секретарь белорусского МИДа Андрей Савиных возвестил об этом миру и сообщил об исчерпании инцидента. Действительно, для арабских шейхов весь бывший СССР - что Азербайджан, что Белоруссия - все единая Россия. И обменивать русских на русских резону им не было. История с захватом гражданских заложников и последующим их обменом вроде бы тихо сошла на нет...
Но к вечеру 3 марта катарское агентство новостей КНА со ссылкой на МИД страны сообщило, что "на аэродроме в Москве были задержаны два гражданина Катара - Насер Ибрагим Саад и Ибрагим Ахмед Насер Ахмед, которые представляют федерацию вольной борьбы Катара". Оказывается, российский МИД до сих пор не разъяснил причины их задержания и не позволил консулу страны встретиться с ними.
Правда, "Коммерсантъ" сообщает, что в книге регистрации задержанных шереметьевской милиции содержится только один катарец - Насер Ибрагим Мидахи. А по словам освобожденного тренера Дубровского, Ибад Ахмед все еще находится в заточении. Белорусский же консул в Москве выразил сомнение в белорусском гражданстве последнего.
Эта путаница с задержанными катарцами уравновешивается неразберихой с числом и местом задержания россиян - то ли их было трое, то ли еще двоих задержали с самого начала в Объединенных Арабских Эмиратах, то ли об их задержании сообщили с недельным запозданием.
Между тем, министр обороны Сергей Иванов заявил, что Россия готова использовать все рычаги давления на Катар.
*****
Похоже, что в этом отнюдь не олимпийском виде спорта игра с самого начала пошла не по правилам.
Наших дипломатов, которых "за несовместимую со статусом деятельность" арестовать нельзя, высылали - в ответ мы объявляли персонами нон грата чужих. Голова за голову. Иногда - десятками. "Наших разведчиков", арестованных и осужденных нелегалов, обменивали на "их шпионов".
"Мирное население" эти незримые войны не затрагивали. У "рыцарей плаща и кинжала" был своеобразный кодекс... нет, не чести, а поведения. Чтобы не перейти порог войны настоящей, кое-что было под запретом - например, террор и захват заложников.
Правила, как известно, существуют для того, чтобы их нарушать. Советский Союз занимался закордонным террором - по официальной версии, до 1959 года. Правда, и после этого консультировали зарубежных друзей - например, болгар: "укол зонтиком" дал свой результат. А подготовка "борцов за свободу" (или все же террористов?) для всего "третьего мира"? Один учебный центр ГРУ в Перевальном (Крым) как-то за год отчитался полудюжиной "революций"...
А по какому разряду прикажете числить "блестящую" операцию, которой гордятся отечественные "силы антитеррора"? Когда главу иностранного государства вначале попытались отравить, а когда не получилось - замочили, штурмом взяв резиденцию? Международный терроризм - двухсотпроцентный, бидистиллированный. Кабул, декабрь 1979-го...
И заложниками не брезговали. Подобная практика использовалась в ситуации "на грани войны". Например, в 1980-х "наших дипломатов" в Бейруте освободили, захватив "их боевиков", и возвращая "по частям".
Правда, подобные эпизоды и сцены, столь любимые зрителями в фильмах про Джеймса Бонда и про разные спецназы, - скорее, свидетельство непрофессионализма. Спецы работают незаметно, нефотогенично...
Но и в мирной Москве в годы "холодной войны" бывало разное. В ее пике, в середине тех же 80-х, арестованного "их" журналиста Николаса Данилоффа обменяли на "нашего" Захарова в целости и сохранности. По сравнению с этим обмены наших "засыпавшихся" разведчиков на наших же политзаключенных это ведь почти что акт гуманизма... Кстати, первая, еще не боевая операция "Альфы" - это как раз торговля заложниками, обмен Буковского на Корвалана.
Считается, что в последние годы наши спецслужбы отошли и от старого противостояния, и от его методов. Теперь и у нас, и "у них" все больше борются с терроризмом...
*****
За рубежом тоже случалось всякое, ЦРУ - не кружок макраме. После шумных расследований 1970-х активность спецслужб была вроде бы сильно ограничена. Но и в последующие годы на поверхность прорывалось немало "казусов". В США это и неудачная попытка освобождения заложников в Тегеране при Картере, а при Рейгане - скандал "Иран-контрас".
Впрочем, далеко в прошлое ходить не надо. В девяностые годы Штатам аукнулась тайная активность восьмидесятых в Афганистане - вскормленный американцами Усама бен Ладен оказался не пешкой, но вполне самостоятельным игроком...
Далее - неспособность предотвратить 11 сентября, выловить в потоке агентурной и прочей информации части паззла и сложить их в нужном порядке.
А по Ираку, напротив, талантливая "редактура" этих отрывочных сведений с тем, чтобы представить начальству - Бушу и Блэру - желаемую реляцию: есть-де у Ирака оружие массового поражения.
И - последний эпизод - скандал с английской слежкой за Кофи Аннаном.
Кто теперь "первый ученик", а кто - "двоечник"? На вопрос - "какой из двух уклонов хуже?" - товарищ Сталин дал ответ: "Оба они хуже!"
Заметим, что в последних трех случаях непосредственными жертвами становились право и истина, а не люди. Кроме того, и у нас в России можно найти точно такие же дела.
На Бен Ладена ответим Шамилем Басаевым, которого сперва готовили для войны в Абхазии супротив грузинских сил, не подозревая, что ученик окажется не только способным, но также самостоятельным и инициативным.
Наше "11 сентября" случилось на два года раньше, в 1999-м году - но предотвращать теракты не научились до сих пор. По сообщению "Московских новостей", оперативная информация о взрыве в московском метро была у МВД аж за две недели - и что?
Нет сомнений, "иракское досье" было существенно искажено. Но, господа, вспомним сведения об ордах чеченских боевиков (до ста тысяч!), и о немерянном количестве оружия, которым они угрожали России в 1994 году. Чего стоили "десятки самолетов, готовых нанести удар по российским городам". Для оправдания начала войны это тогда сошло. Потом, правда, выяснилось, что от оставленного в 1992 году оружия два года спустя почти ничего не сохранилось – все возможное разграбили и растащили на металлолом. Что последний самолет сбили в октябре, за два месяца до начала войны. А число боевиков быстро сократилось до знакомых нам сегодня вечных "полутора тысяч"...
Что же до слежки, прослушки и подглядывания - кого этим удивишь в сегодняшней России?
Но одно дело - манипулирование информацией - от умолчаний до откровенной лжи. И совсем другое - террор (даже против террористов) или захват заложников.
*****
Пятница, тринадцатое стала не самым счастливым днем для российских спецслужб. Потому что менее чем через неделю по подозрению в причастности к организации теракта были арестованы трое граждан России. Выступивший, казалось бы, в защиту арестованных и. о. министра иностранных дел России Игорь Иванов словами "указанные российские граждане являются сотрудниками российских спецслужб" оказал им, возможно, медвежью услугу.
А дальше представители российских спецслужб стали еще более откровенны в своих заявлениях. Оказывается, подобные ликвидации - в порядке вещей, и практикуются чуть ли не во всем мире. Что называется, "все мужчины делают это"...
Вероятно, надо все же уточнить, кто, где и что делает, и что за "это" бывает.
Виталий Калоев, подозреваемый швейцарской прокуратурой в убийстве 17 февраля в Цюрихе авиадиспетчера компании "Скайгайд" Питера Нильсена (повинного в катастрофе 2 июля 2002 года над Боденским озером и в гибели 71 человек, в том числе и семьи самого Калоева, но не попавшего под карающий меч правосудия) был арестован, а затем и помещен в психиатрическую больницу.
С российской стороны в данном случае речь идет о правовой помощи, но отнюдь не об освобождении возможного "мстителя". Не слышно речей о том, что покойный-де заслужил свою судьбу, и вообще - у всех горцев принято так делать.
Есть ли разница с сюжетом Яндарбиева? Несомненно.
Во-первых, если Калоев виновен - то он действовал от себя, от своего имени. Но если виновны арестованные в Катаре, ситуация гораздо серьезнее - ведь в этом случае убийство совершено от имени государства.
Во-вторых, в Швейцарии убит именно тот авиадиспетчер, который руководил полетом столкнувшихся самолетов, а не его коллеги, руководители и так далее. Подорванный Зелимхан Яндарбиев, несомненно, был идеологом чеченских радикалов, и даже вроде бы переговаривался по телефону с захватившим "Норд-Ост" Мовсаром Бараевым. Но даже из опубликованных расшифровок этих переговоров не следует, что он чем-то руководил. А вот как свидетель по делу о теракте на Дубровке Яндарбиев был бы очень полезен - но теперь он там же, где и люди Бараева.
В-третьих, вместе с Яндарбиевым были убиты двое охранников и ранен его сын. То есть проведена сия операция была "способом, опасным для жизни многих людей". Интересно, какова - гипотетически! - была бы реакция российских властей, если бы турецкие эмиссары подорвали где-нибудь в Одинцово Абдуллу Оджалана (лидер курдских сепаратистов долгое время отсиживался именно в Подмосковье). Причем - опять-таки гипотетически! - попутно убили бы еще нескольких человек? Боюсь, что наши спецслужбы думали бы прежде всего не о "всемирной борьбе с терроризмом", а о том, как бы повыдергать "борцам" их кривые руки.
Если бы такое произошло в зоне вооруженного конфликта - в Чечне, в Палестине, в Курдистане, - тогда могли бы быть какие-то скидки на войну, которая "все спишет". В вооруженных конфликтах не бывает абсолютной избирательности.
Именно так (а не за тридевять земель) действует наиболее замеченный в "устранении террористов" Израиль, направляя ракету в "нехороший" дом или автомобиль.
А потом это становится предметом обсуждения и осуждения со стороны мирового сообщества. Даже если исключить из хора тех, кого не устраивает отнюдь не тактика Израиля, а само его существование, нельзя не признать: действует он на грани права, а подчас, возможно, и за этой гранью.
Но и тут сравнение оказывается не в нашу пользу. Израильтяне уничтожают отнюдь не всех оппонентов подряд. Просто там за теракты берут на себя ответственность конкретные группировки, а подчас и их лидеры. А потом "ликвидируют" именно этих лидеров именно этих группировок. В России теракты анонимны. Даже Шамиль Басаев, берущий на себя ответственность за все и вся, например, не признал авторство последнего взрыва в метро. Яндарбиев же не говорил ни о своем участии в подготовке конкретных терактов, ни о своей ответственности за них.
Наконец, было время, когда Моссад уничтожал террористов (тех, чье участие в конкретном теракте было абсолютно точно установлено!) по всему миру. И в Скандинавии был застрелен невинный человек. И тогда "борцов с террором" арестовали и осудили.
Так что мужчины не только “делают это”, но еще и несут ответственность за то, что сделали.
В Катаре один из арестованных - тот, что имеет дипломатический паспорт, - освобожден из тюрьмы, но дальше посольства не ушел, и теперь обязан являться для проведения следственных действий. Из Катара ему уехать не позволено, и если он теперь вздумает покинуть страну, скандал неминуем.
*****
Но так или иначе, хорошо, что государство российское не бросило в очередной раз “государевых людей”.
Последние десять лет все было иначе.
"Забытый полк" первой чеченской войны - тоже результат утраты корпоративной культуры и солидарности. Попавшие в плен и пропавшие без вести "государевы люди" ничего не стоили, о них старались не вспоминать (редкое исключение - 22-я отдельная бригада спецназа ГРУ).
Хорошая фраза из фильма "Брат-2" - "русские своих не бросают" - к сожалению, не имела отношения к реальности девяностых.
Экипаж захваченного талибами самолета Ил-76 сумел бежать лишь потому, что надеялся только на себя.
Хуже то, что для заботы о “людях государевых” государство оказалось готово на вполне инструментальное отношение к людям простым - и нашим бывшим соотечественникам, и всем прочим. Люди опять оказались для государства не целью, а средством. А если так, то отношение это рано или поздно распространится и на тех, кого ныне государство взялось вызволять – всеми правдами и неправдами.