Московская региональная политическая жизнь только кажется тихой - на «клеточным уровне» в ней обнаруживается довольно много микрособытий. Мосгордума правит городской Устав, защищается от законов, вносимых федералами, создает лояльную «гражданскую активность». Похоже, московские власти готовятся к очередной эскалации конфликта с федеральным центром.
Московские депутаты приняли поправки к статусу московского градоначальника. По словам полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе Валерия Виноградова, в целях приведения в соответствие с нормами Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» поправки расширяют установленный Уставом перечень полномочий Мэра Москвы и Московской городской Думы: Мэр Москвы представляет в Московскую городскую Думу, а Дума заслушивает ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Москвы, в том числе по вопросам, поставленным Московской городской Думой.
Уточнили столичные парламентарии и основания для отставки московского мэра. основанием для прекращения полномочий мэра является утрата им гражданства РФ, приобретение гражданства другого государства, либо получение им вида на жительство, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, заявил Виноградов (цитата по РИА «Новости»). Соответствующие нормы в федеральном законодательстве имеются уже с 2006 года — Москва долго собиралась.
Отчет (по аналогии с отчетом главы правительства Думе) — более интересная тема. Виноградов пояснил, что законопроект расширяет права мэра. Но кажется, что он их сужает. Это — небольшие, но контрольные полномочия парламента. Пока мэра именуют Юрием Лужковым — подвоха от депутатов ждать не стоит. Но в будущем году у Юрия Лужкова истекают полномочия.
Направили московские парламентарии и отрицательный отзыв на законопроект депутата Госдумы Геннадия Гудкова, в котором тот предлагает введение для регионов «профессиональных депутатов» - т. е. Не отрывающихся от основной — депутатской — деятельности. В пояснительной записке законопроекта Гудкова указано, что в Москве «всего 35 депутатов работает на постоянной основе на 10,4 млн жителей». То есть все «профессионалы», просто их мало. По какому поводу имелась уже президентская законодательная инициатива — увеличить в Москве число депутатов минимум до 45. Которая, впрочем, к нынешнему составу МГД касательства не имеет.
«Профессиональная основа» - это еще и запрет депутатам заниматься бизнесом, но на федеральном уровне тоже немало-депутатов бизнесменов, передающих бизнес в траст до истечения мандата. Иными словами — ничем особым инициатива Гудкова столичных парламентариев уязвить не могла. Как не могла их уязвить и законопроект, по которому ФСБ получает право «предостерегать» граждан публично без их согласия. Но между тем Мосгордума внесла в закон поправки: сотрудники ФСБ должны выносить предостережение гражданину, лишь получив санкцию прокурора. Какими бы ни были мотивации депутатов МГД - это далеко не первый федеральный законопроект, на который они обрушиваются с критикой (см. Посылание президента).
Проблема «мэр-парламент» может возникнуть в ситуации, которую французы именовали «коабитасьон» - сосуществование левого президента с правым парламентом и правительством или наоборот. В московском варианте — «нелужковского» мэра с лужковским парламентом. Для федералов «профессиональный статус» московских парламентариев дал бы возможность лишать их статуса «за бизнес» и перекроить парламент под кандидатуру будущего мэра. Впрочем, шансы гудковского законопроекта на быструю думскую перспективу не слишком велики. Зато отрицательный отзыв дает представителям Москвы, для примера, поводы для контактов с недовольными регионами. Можно и дополнительную поддержку найти.
Глобальных политических игр московского уровня не стоило бы искать в рутинной вообще-то работе МГД, если бы не усилившаяся после жесткой критики Общественной палатой (см. План союзного значения) активность московских властей по защите принятого ими Генплана и работа по имитации общественной дискуссии в целом. На днях в столице на улицах раздавалась газета «Подумаем вместе», где хвалился Генплан. С передовицы смотрели фотографии Юрия Лужкова и Владимира Платонова (месседж: «Генплан — живой документ», т. е. может меняться), высказывающихся в поддержку Генплана. Бои за Генплан уже точно вышли за рамки самого Генплана — он принят, на днях подписан «недрожащей» рукой Юрия Лужкова. Речь идет о сохранении «московского режима» и имущественных интересов московскими бизнесменами.
В этой связи и унылая пресс-конференция «правительства дублеров» приобретает некоторый смысл. Тем более, что называется она «Студенческое правительство дублеров- реальный институт общественной экспертизы в городе Москве». Можно не сомневаться — дублерам и Генплан и сносы исторических районов понравятся. И еще одну имитацию «общества» теперь создадут в Москве — сегодня обсуждался законопроект о создании «Общественной палаты». Правильные общественники из Общественного совета при мэре законопроект раскритиковали за слишком сильную зависимость создаваемого органа от мэра, но идея всем нравится. Они настаивают на том, что функция палаты "контроль за деятельностью органов государственной власти" должна быть прописана как " контроль за реализацией законов и подзаконных актов, действующих на территории Москвы". То есть в нынешнем виде законопроект таков, что при помощи «Общественной палаты» можно чуть ли не работу мэрии блокировать, если мэр покажется общественникам нехорошим.
Создание собственного имитационного гражданского общества позволит московским властям выставлять общественников против критики общественников федеральных. В первую очередь, против «заряженных на борьбу» членов федеральной Общественной палаты.
Во всех перечисленных микродвижениях московских властей что в законодательной, что в общественной сфере видится если не строгая логика, то определенно проявление нервозности по поводу будущих политических переконфигураций. Власти готовятся к героической обороне Москвы, если понадобится, то и силами "народного ополчения".