будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 8, 2025
Страна
Левкин Андрей

Гражданский форум: картинки и коррупция

С названием есть проблема, а именно: то ли "картинки и коррупция", то ли наоборот - "коррупция и картинки". Дело в том, что на Гражданский Форум "Полит.ру" позвал Институт общественного проектирования. Речь шла о том, что ИнОП представит какое-то количество исследований, в том числе – "Обзор состояния делового климата в Российской Федерации", изданный под лейблом Общественной палаты, а также расскажет о свежем исследовании. Вот именно о том, как устроена и функционирует российская коррупция. Доклад должен был делать Михаил Рогожников. А факт того, что одновременно будет иметь место и Форум во всем его размахе, до сознания автора данной статьи как-то и не дошел.

Между тем, в указанное время в Манеже действительно обнаружился Гражданский Форум. Даже точнее: Гражданский Форум-2. На первом я тоже был, давно уже, кажется в 2001-ом, но тогда дело было в Кремле, а погоды стояли очень холодные. Так что этот форум - как минимум, второй.

Манеж, как известно, архитектурно устроен слоисто - по вертикали. На основном уровне происходило что-то не очень понятное. Все это было разгорожено как на какой-то ярмарке: стенды и стендики, совершенно не предполагавшие обсуждений чего-либо. Впрочем, за занавеской, разделявшей пространство на две части, имелся зал с сидячими местами, а секции, на которых, в частности, предполагалось говорить и о коррупции, находились - как выяснилось позже - уровнем ниже. Вообще, в конце этого текста есть некоторый фоторепортаж, разве что автор извиняется за то, что не удосужился  взять с собой фотоаппарат, так что картинки произведены посредством мобильника. Но, в конце-концов, не об искусстве речь.

Тем более, что словами происходящее описать сложно. По залу отчего-то ходили люди в маскарадно-театральных одеждах, имелись даже какие-то рыцари, что заставляло предположить, что тут вообще-то слет ролевиков. Однако наличие более-менее знакомых людей в цивильных одеждах это предположение обнулило. Нет, в самом деле – Гражданский форум, не иначе.

Возможно, что маскарад был предпринят на предмет создания общего оптимизма, тем более, что на стендах были представлены различные организации, фактом своей наглядной агитации отчитывавшиеся о том, что прогресс в обществе происходит. Там были интересные вещи. Например, был небольшой полигон, на котором, вроде, должны были биться друг с другом роботы. Роботы не бились, но, может, было еще рано. Имелся также дисплей, на котором были такие крупные буквы, что в экран влезало штук двадцать не больше. Много разного было.

Так вот, о коррупции, то есть - о докладе М.Рогожникова на секции №10, "Роль институтов гражданского общества в сфере экономики". Переходить к реальным делам в описанной обстановке сложно, но этот переход был органично обустроен организаторами мероприятия. Дело в том, что на минус первом уровне Манежа есть большое белое пространство, в котором обычно проходят фотовыставки. Теперь это пространство было рассечено на 17 залов для секций, причем в каждой из них имелись микрофоны. Как следствие, после начала работ секций обстановка стала соответствовать эпизоду из "12 стульев" – там, где о проблемах вербальной коммуникации в стенах общежития им. монаха Бертольда Шварца. Слышно было сразу много чего. Слева говорили о межнациональных отношениях и гражданском согласии в России – тема не самая тихая, а справа – о взгляде гражданского общества на развитие здравоохранение. Тоже не шепотом.  

Так что доклад Рогожникова в этих обстоятельствах был как-то даже не докладом, скорее – анонсом результатов исследования, которые ИнОП собирается издать (полное название "Природа и структура коррупции"). И даже не анонсом, а чуть ли не тизером к данному материалу на неком сайте под названием "Манеж".

Предваряя докладчика, ведущий секции, директор ИнОПа Фадеев вывел ситуацию из сугубо криминальной зоны, определив ее так, что коррупция на сегодня не представляет собой отдельной нехорошей сущности, но является набором схем, в свою очередь являющихся составной частью хозяйствования как такового. Еще говоря о борьбе с коррупцией, следует учесть, что совершенно нет субъекта, которому эта борьба была бы нужна. Иными словами, налицо обоюдная игра между сторонами. Поясняя данный тезис, Фадеев констатировал, что недовольство общественности новыми штрафами за нарушение ПДД (штрафы, оказавшиеся после повышения на минимальном европейском уровне) было связано именно с желанием сохранить себе право откупиться от своих нарушений. Вопрос, собственно, состоял в том, что повышение официальных штрафов сделает этот откуп слишком дорогостоящим. Теперь - тезисы Рогожникова.

Что имеем на сегодня?

1. Государство и функции государства стали предметом рыночных отношений. Чему, разумеется, всячески способствовали чиновники.

2. Тем не менее, ситуация еще не достигла того уровня, когда можно (и следует) говорить о сложившейся клептократии. То есть, о коррупции как основе всей деятельности в рамках государства.

3. Тем не менее, налицо уже формальное перерождение государственных институций. Как следствие – государство свои функции частично уже не может исполнять.

Причины:

1. В функциях власти России совершенно отсутствует такая штука, как ответственность за обеспечение позитивного результата. Развития, того-сего. Все всегда упирается просто в обеспечение хозяйствования, ну и ладно. Ну вот не заложена никуда необходимость результата.

2. Совершенно отсутствует общественный контроль со стороны институтов гражданского общества, СМИ и парламента.

3. Есть такая точка зрения, будто коррупция – это был необходимый этап, который следовало пройти при приватизации. Еще какое-то время потребуется на то, чтобы ситуация стабилизовалась и, в общем, все станет быть хорошо. Но тогда бы сейчас происходило снижение коррупционного уровня, а он – растет. Мало того - непременно будет расти, пока идет процесс силового перераспределения собственности.

4. Кроме того, имеет место самовоспроизводство коррупции – именно в чиновничьем классе. Она вообще стала там нормой.

5. Соответственно, коррупция институализируется, имеет свои институты поддержки. Всюду есть посредники, которые обеспечивают функционирование коррупционных схем.

Что касается конкретных коррупционных схем, о которых упомянул в начале Фадеев. Рогожников их приводить не стал – пояснив тем, что сделать это физически  невозможно и пообещав, что все это есть в исследовании, которое будет издано. Потому что схем очень много, в зависимости от отраслей и родов деятельности. В общем - в зависимости от типа хозяйствующего субъекта, которым в данном случае будет, например, и таможня. Из его слов получается так, что ИнОП фактически составил учебник по коррупционным схемам.

Деталь из жизни. Как таковая борьба с коррупцией не ведется. Все просто – ИнОП провел мониторинг и обнаружил, что в год публикуется примерно 300 историй такого рода. Но все это - низовая коррупция. От армии откосить и т.п. Примеров коррупционных историй высшего уровня фактически нет

Что сейчас коррупцию сдерживает?

Да почти ничего не сдерживает. Ее меньше в инновационных отраслях. Судя по всему – по той простой причине, что там чиновники не могу сообразить, что сколько стоит и что за что брать. Второй сдерживающий фактор - уже общий – баланс сил внутри самого бюрократического аппарата.

Выводы:

1. Обществу трудно влиять на власть, проводя свои интересы. Плохо работают легальные каналы влияния. Легальные группы влияния вроде есть, но толку от них мало, слаб контроль законодательной власти. А тогда воздействие на власть происходит не на стадии принятия решения, а на стадии их исполнения. Что и есть коррупция.

2. Как можно изменить ситуацию? Единственный вариант – триумфальная победа  гражданского общества, которое примется все контролировать и влиять на власть. Требуется, короче, легальный и действующий канал влияния на власть в моменты принятия решений.

3. Нужны такие СМИ, чтобы борьбу с коррупцией поддерживали. Увы, они и сами такие же со всеми своими заказухами и тарифами на заказухи.

4. Приватизация происходила без принятия антикоррупционных мер, надо их вводить. Тут Рогожников вспомнил Путина, говорившего что-то на тему, что "это – задача следующего президентства…нет системы контроля за…" и что-то еще такое. Схемы контроля действительно нет, но – возвращаясь к словам Фадеева – где ж тот субъект, которому такая схема нужна? Это не говоря уже о том, как именно он обеспечит гражданскому обществу эффективный и легальный канал воздействия на власть. 

Мораль от ИнОПа в виде риторического вопроса: входят ли в планы власти передача государства в руки коррумпированной бюрократии?

Это была история про коррупцию. Еще раз, на память: коррупция – это когда воздействие на власть происходит не на стадии принятия решений, а на стадии их исполнения. Точка. 

Дальнейшее описания Гражданского форума-2 ниже, на фотографиях. Еще раз – снято мобильником, уж простите. Зато если кликнуть - все будут в полный рост.

Вторник, 8.45 (Фото Андрея Левкина)
Вторник, 8.45 (Фото Андрея Левкина)
Центральный пафос (Фото Андрея Левкина)
Центральный пафос (Фото Андрея Левкина)
Граждане при исполнении (Фото Андрея Левкина)
Граждане при исполнении (Фото Андрея Левкина)
Граждане в засаде (Фото Андрея Левкина)
Граждане в засаде (Фото Андрея Левкина)
Европа и ее ставки (Фото Андрея Левкина)
Европа и ее ставки (Фото Андрея Левкина)
Устройство с выставки (Фото Андрея Левкина)
Устройство с выставки (Фото Андрея Левкина)
Потребляющие РФ (Фото Андрея Левкина)
Потребляющие РФ (Фото Андрея Левкина)
Спуск в кулуары (Фото Андрея Левкина)
Спуск в кулуары (Фото Андрея Левкина)
Вторник, 10.20 (Фото Андрея Левкина)
Вторник, 10.20 (Фото Андрея Левкина)
Это Церетели (Фото Андрея Левкина)
Это Церетели (Фото Андрея Левкина)
Человек в Халате (Фото Андрея Левкина)
Человек в Халате (Фото Андрея Левкина)
Шохин и поднос (Фото Андрея Левкина)
Шохин и поднос (Фото Андрея Левкина)
Духовные основы (Фото Андрея Левкина)
Духовные основы (Фото Андрея Левкина)
Засурский и Фадеев (Фото Андрея Левкина)
Засурский и Фадеев (Фото Андрея Левкина)
Берл Лазар и мобильник (Фото Андрея Левкина)
Берл Лазар и мобильник (Фото Андрея Левкина)
Боярский и Зенит (Фото Андрея Левкина)
Боярский и Зенит (Фото Андрея Левкина)

Левкин Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).