В зоне грузино-осетинского конфликта произошел новый инцидент. Вечером в понедельник грузинские полицейские задержали в Южной Осетии два автомобиля миротворческих сил, которые следовали с грузом продуктов в селение Цингари. Об этом сообщил «Интерфаксу» во вторник помощник командующего Смешанными силами по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта полковник Николай Баранов. Он уточнил, что автомашины принадлежат осетинскому миротворческому батальону. «Полиция высадила водителей, а захваченные автомобили уже отогнаны в Гори», - сказал Баранов. Полковник отметил, что «действия грузинских полицейских незаконны, поскольку маршрут перевозки был заранее заявлен».
На прошлой неделе в зоне конфликта грузинская военная полиция задержала трех российских офицеров. Официальный повод – отсутствие у них грузинских виз. Российский МИД назвал задержание офицеров «провокацией» и напомнил, что миротворцам, согласно договоренностям с Грузией, не нужны грузинские визы для того, чтобы попасть в Южную Осетию. После задержания российских военных к границам Южной Осетии стали стягиваться грузинские войска, а российские миротворцы в непризнанной республике стали укреплять свои посты бронетехникой.
Еще ранее из-за ДТП с участием миротворцев в зоне конфликта дело чуть было не дошло до вооруженного столкновения.
Грузия уже давно настаивает на выводе российских миротворцев из Южной Осетии, так как они, по утверждению грузинской стороны, не способствуют демилитаризации зоны, а поддерживают южноосетинских сепаратистов.
Накануне в парламенте Грузии началось обсуждение вопроса о дальнейшем пребывании российских миротворцев в Цхинвальском регионе и текста постановления об их выводе.
Комитеты парламента по внешним связям и обороне и безопасности заслушали доклады о ситуации в конфликтной зоне. По всей видимости, 15 февраля постановление о выводе будет принято, и будут определены разумные сроки вывода.
Государственный министр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Гиоргий Хаиндрава напомнил присутствующим, что соглашение о вводе миротворцев в зону грузино-осетинского конфликта базировалось на четырех принципах: разоружение незаконных вооруженных формирований; недопущение создания новых вооруженных формирований; блокирование притока в регион тяжелой бронетехники и ее вывод; установление ареала конфликтной зоны. По его словам, ни одно из этих условий выполнено не было.
Обсуждение проходило в присутствии представителей посольств иностранных государств, аккредитованных в Грузии. Однако посла России в Грузии Владимира Чхиквишвили в грузинском парламенте не было.
Выступая в парламенте, министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили прямо обвинил российских военнослужащих в поставках вооружения в Южную Осетию. Министр сообщил, что «несколько дней назад из российской военной базы в Ахалкалаки в Цхинвальский регион были поставлены ракеты типа "Стрела"». При этом он добавил, что вооружение данного типа – «самое опасное после ядерного и биологического». Окруашвили утверждает, что ракеты были проданы по цене в $10 тысяч каждая военнослужащими Группы российских войск в Закавказье. По словам министра, на ракетах стерты номерные знаки, но при наличии современной техники их несложно идентифицировать.
Ранее, в воскресенье 12 февраля, Окруашвили заявил журналистам, что Тбилиси восстановит контроль над Южной Осетией до конца 2006 года. Правда, каким образом это будет сделано, он не уточнил. В начале февраля министр обороны Грузии уже говорил о том, что Тбилиси не намерен вести переговоры с лидерами Абхазии и Южной Осетии Сергеем Багапшем и Эдуардом Кокойты, поскольку те являются ставленниками Москвы. Некоторые наблюдатели в России не исключают, что Тбилиси будет восстанавливать контроль над непризнанной республикой силовым путем.
«В этом году перед Грузией стоят две главнейшие задачи - воссоединение Цхинвальского региона, решение которой вступает в активную фазу, и в конце года получить статус страны-кандидата на членство в НАТО», - рассказал он. Отвечая на вопрос, остается ли в силе его намерение встретить новый 2007 год в Цхинвали, глава Минобороны Грузии сообщил: «Для меня уже включен секундомер».
Между тем Михаил Саакашвили в последнее время ни разу не высказывался по поводу миротворцев, а близкие к нему люди призывают к осторожности. Это может означать то, что президент Грузии понимает невозможность принятия жесткого решения о выводе российских миротворцев из зоны конфликта. Такое решение может привести к окончательному разрыву между Грузией и Россией.