Николай Троицкий - известный ученый, всю жизнь посвятивший исследованиям русского революционного движения второй половины XIX века, многолетний редактор единственного специализированного научного издания по историко-революционной тематике "Освободительное движение в России", не скрывает, что с симпатией относится к своим персонажам и во многом разделяет их взгляды и убеждения. Нетрудно представить себе его отношение к Столыпину - палачу революционеров. Между тем подобные взгляды оказались крайне неуместными в нынешнем Саратове, где губернатор произвел своего рода политическую канонизацию автора знаменитой фразы о том, что "нам нужна великая Россия".
Так, выступая 17 апреля на открытии памятника премьер-министру работы Вячеслава Клыкова, он произнес панегирик Столыпину, в котором явственно просматривается идеализированный автопортрет самого губернатора: "Его деятельность пришлась на те годы, когда Россия вставала путь развития демократических институтов, реформирования экономики, расширения сферы образования и культуры. П.А. Столыпин продемонстрировал волю, мужество, решительность, чтобы страна не впала в смуту, в хаос, принимал жесткие меры в борьбе с терроризмом.
Только в последнее время Россия смогла открыть для себя истинного П.А. Столыпина v выдающегося государственного деятеля, чьи идеи не потеряли актуальность и сегодня. Возглавив российское правительство, Столыпин сразу же стал инициатором реформ и законоположений, результативность которых поражает и сегодня. Главным делом его жизни стала земельная реформа. Делом, стоившим ему жизни, но и вписавшим его имя в историю. Несколько лет П.А. Столыпин был губернатором земли саратовской. Он оставил после себя добрую память.
Саратовцы не только бережно хранят, но и преумножают наследие Петра Аркадьевича Столыпина, выступают проводниками его идей. Именно у нас впервые был принят закон "О земле", начала исполняться его давняя мечта о крепких собственниках".
Этому же событию - открытию памятника - посвятил свою статью "Галстук на пьедестале" и профессор Троицкий. Статья начинается словами: "В центре Саратова воздвигнут памятник П. А. Столыпину - обладателю абсолютного рекорда по количеству повешенных россиян". А дальше достается губернатору: "Известный на Саратовщине механизатор и куровод Аяцков, как только стал губернатором, моментально (в 1997 г.) защитил кандидатскую и тут же (в 1999 г.) докторскую диссертацию по истории. Столь быстрого (за два года!) сотворения двух диссертаций не знали даже великие историки".
Аграрную реформу - любимое детище Столыпина и образец для подражания Аяцкову, Троицкий также разругал: "С одной стороны, была насаждена в деревне кулацкая верхушка, то есть ничтожно малая часть крестьянства, как вторая (дополнительно к помещикам) социальная опора самодержавия, а с другой стороны, разорена и даже фактически выслана (миллионами душ!) в Сибирь - скандально знаменитыми "столыпинскими вагонами" для перевозки скота - основная, то есть бедная, протестно настроенная, масса крестьян. Иначе говоря, столыпинская аграрная реформа привела к обогащению кучки живоглотов и к обнищанию масс трудового люда, - точно так же, как "реформы" сегодняшних "преобразователей", ельцинистов и ельциноидов вроде Гайдара, Грефа, Коха и прочих Чубайсов".
В конце мая эта статья была перепечатана в областных газетах "Настоящий Саратов" и "Коммунист". Выходка старого профессора грозила испортить помпезный столыпинский юбилей, прогремевший на всю Россию, и это вызвало необычайный гнев губернатора. Как утверждает агентство "Саратовбизнесконсалтинг", ссылаясь на слова самого Троицкого, зампред областного правительства Владимир Марон несколько раз вызывал к себе ректора СГУ Дмитрия Трубецкова, обсуждая с ним вопрос об увольнении строптивого профессора. Впрочем, осуществить это вряд ли было возможно. Троицкий - ученый с мировым именем, один из тех, кто принес Саратовскому университету славу признанного центра гуманитарной науки, двадцать пять лет он занимает должность заведующего кафедрой. Изгнание его имело бы слишком громкий резонанс и послужило бы выносу сора из избы. Вместо этого ректор провел на истфаке собрание заведующих кафедрами и их заместителей, на котором Трубецков попытался убедить коллег Троицкого "отмежеваться" от его позиции. Однако ему возразил декан Велихан Мирзеханов, заявив, что не дело университета вмешиваться в конфликт между областью и одним из профессоров, который выступал в газете как частное лицо.
По утверждению Троицкого, эта история едва не стоила поста самому ректору СГУ. Сам же Дмитрий Трубецков отказывается общаться с журналистами. Скандал разросся до такой степени, что региональная власть почувствовала, что пора его сворачивать. Министр образования Саратовской области Сергей Суровов пообещал не устраивать "разборок" с историком и уверял, что не требовал его увольнения.
И наконец 10 июня в Саратовском университете прошел круглый стол, посвященный исторической оценке деятельности Столыпина, среди участников которого были доктора исторических наук Троицкий и Аяцков. Большинство прозвучавших в ходе круглого стола оценок и исторических аналогий вполне устроили губернатора. Убедившись, что бунт Троицкого не повлек за собой обрушение выпестованной им идеологической конструкции, и чувствуя себя победителем, Аяцков великодушно решил замять конфликт. Когда один из журналистов поинтересовался, будут ли впредь приниматься какие-либо меры организационного характера в отношении тех историков, которые решатся высказать "неканоническую" точку зрения, он ответил: "Гонения и преследования закончились. Но я бы не хотел, чтобы мы превращались в личностей, которым все плохо. Не надо мазать только черной краской. У нас есть цвета радуги. Стремиться надо к светлому".