В состав региональных комиссий согласно указу должно входить не менее 11 человек, две трети из которых=? представители общественности, остальные=? чиновники, представители органов юстиции и силовых органов. Заключения региональных комиссий представляются главам субъектов федерации, и лишь после этого «губернаторские» списки поступают для окончательного утверждения президенту России. Финансирование комиссий из федерального бюджета не предусматривается, местные власти вынуждены самостоятельно решать вопросы обеспечения их работы.
Решение президента Путина вызвало резкую реакцию в либеральной прессе: ликвидация президентской комиссии стала в том числе и символическим ударом по свойственным ельцинской эпохе представлениям о благотворности прямого влияния интеллигенции на власть.
В течение десяти лет комиссия стремилась компенсировать репрессивный характер отечественного правосудия настолько широким применением механизма помилования, что в конечном итоге заслужило упрек со стороны Путина: «Иногда надо быть и строгими, а вы только жалели...» Новую систему помилования, как считают и независимые эксперты, и кремлевские чиновники, еще предстоит отладить. 8 февраля Комитет «За гражданские права» (Андрей Бабушкин), Центр содействия реформе уголовного правосудия (Валерий Абрамкин) и Общественный центр им. Сахарова провели в Москве общественные слушания на тему реформировании механизма помилования, в которых поучаствовали уполномоченный по правам человека Московской области Сергей Крыжов, представители ГУИН и Управления при президенте по вопросам помилования. По итогам слушаний в Управление по вопросам помилования при президенте были направлены следующие рекомендации:
Рекомендации общественных слушаний по вопросам помилования
Участники слушаний считают необходимым:
1. Рассмотрение Президентом РФ в особом порядке дел о помиловании всех осужденных, которых рекомендовала к помилованию Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ, упраздненная Указом Президента РФ » 1500 от 28.12.01, и которые не были помилованы период с августа 2000 по декабрь 2001 года.
С августа 2000 по декабрь 2001 года Комиссия по вопросам помилования рассмотрела более 10 тысяч дел о помиловании осужденных. Свыше 6000 осужденных были рекомендованы Комиссией к помилованию. Значительная часть из рекомендованных к помилованию являлась несовершеннолетними, женщинами, тяжело больными. Однако рекомендации Комиссии, как известно, выполнены не были. В настоящее время в общем порядке дела о помиловании этих осужденных были направлены на рассмотрение руководителей Субъектов Федерации. Таким образом дела о помиловании этих людей в связи с изменением процедуры помилования длительное время пролежали без движения. Вместе с тем указанные осужденные оказались лишены и возможности условно=? досрочного освобождения, так как без письменного отказа на ходатайство о помиловании эти осужденные не могут быть представлены к условно=? досрочному освобождению. Между тем в отношении большинства из этих осужденных имеют место исключительные обстоятельства, а сами осужденные, рекомендованные к помилованию, еще на момент отправки документов в Управление по вопросам помилования своей работой, учебой и поведением смогли завоевать авторитет и уважение по месту отбытия наказания.
2. Рассматривать порядок помилования, веденный Указом Президента РФ » 1500 от 28.12.01, как временный, с тем, чтобы по итогам мониторинга исполнения Указа вернуться в конце 2002 года к вопросу о том, оправдывает ли себя этот порядок. При этом основными критериями при оценке эффективности функционирования института помилования следует считать:
<«I>количество осужденных, освобожденных от наказания по помилования, <«I>уровень рецидивной преступности среди лиц, освобожденных по помилованию, <«I>соотношения количества жалоб на нарушение порядка рассмотрения ходатайств о помиловании и коррупцию при решении вопросов помилования, <«I>поступивших в Управление по вопросам помилования Администрации Президента РФ с количеством осужденных, обращавшихся с ходатайством о помиловании. «I>По мнению участников слушаний, для оценки эффективности функционирования института помилования возможен только сложный критерий, который бы учитывал несколько факторов, с одной стороны характеризующих масштабы применения помилования в регионе, а с другой=? социально=? психологическую и нравственную готовность к жизни на свободе тех лиц, которые были освобождены по помилованию. Это особенно важно с учетом того обстоятельства, что показатели рецидива среди освобожденных по помилованию по рекомендации Комиссии по вопросам помилования не превышали 8%, то есть были существенно ниже аналогичных показателей среди других групп освобожденных. Вместе с тем при оценке развития института помилования важным критерием является уровень жалоб со стороны осужденных, их родственников, представителей общественных, религиозных и иных организаций на нарушение установленного Указом порядка помилования, так как нельзя исключить, как нарушение на местах установленного Указом порядка рассмотрения ходатайств о помиловании, так и случаи коррупции на разных этапах рассмотрения таких ходатайств. При этом анализ поступивших жалоб в течении года даст относительно объективную картину при оценке масштабов допускаемых нарушений.
3. Исключить из п. 2 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании слова о том, что помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:
<«I>совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения; <«I>злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания; <«I>ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно досрочно; <«I>ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; <«I>которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.«I>Участники слушаний считают, что такие ограничения закрывают возможность помилования около 70% осужденных. В первую очередь они затрагивают несовершеннолетних и молодых правонарушителей, совершивших малоопасные преступления в период испытательного срока, гражданам из бедных семей, которые после условного осуждения или условно=? досрочного освобождения вновь совершили преступления в связи с не решенностью стоящих перед ними социальных проблем. Наряду с этим создается режим наибольшего благоприятствования для помилования лиц впервые осужденных к лишению свободы, большинство из которых составляют те, кто осужден за тяжкие и особо тяжкие преступления. Особо следует подчеркнуть, что под злостными нарушителями установленного порядка исполнения наказания понимаются те, кто своевременно не уплатил штраф (ч. 1 ст. 32 УИК РФ), лица не поступившие в течении 15 дней на исправительные работы и при этом не явившийся в уголовно=? исполнительную инспекцию (ч. 2 ст. 46 УИК РФ), двухкратное в течении года нарушение в виде курения в неположенном месте или опоздании на построения, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут водворению в штрафной изолятор (ч. 1 ст. 116 УИК РФ). Таким образом в соответствие с действующим законодательством в число злостных нарушителей могут попасть не только лица, упорно не желающие встать на путь исправления, так и находящиеся в состоянии социальной дезадаптации и растерянности, нуждающиеся в социальной поддержке и особом внимании. Нельзя не учесть, что данное ограничение закрывает возможность помилования и тем, кто попал в число злостных нарушителей за направление законных жалоб и обоснованные возражения против неправомерных действий администрации. Нераспространение института помилования на тех, кто ранее освобождался по амнистии или условно=? досрочно фактически делается без учета социальных и психологических факторов, толкнувших этих людей на путь совершения преступления.
4. В п. 16 Положения следует предусмотреть, что лица, осужденные на срок не более 5 лет, могут обращаться о своем помиловании повторно в случае отклонения их ходатайства Президентом РФ через 6 месяцев после такого отклонения.
Предусмотренное п. 16 Положения ограничение, в соответствии с которым осужденные, которым отказано в помиловании, могут повторно обращаться с ходатайством о помиловании только через год (ранее действовал порядок, когда лица, помилование которых было отклонено, вновь могли обращаться через пол года), фактически означает, что те, кто осуждены на срок до 5 лет за тяжкие преступления, в случае, если их ходатайство о помиловании, поданное по отбытии ими 2 лет наказания, было отклонено, вновь не будут обращаться с ходатайством о помиловании, так как по отбытии половины срока будут иметь право на условно=? досрочное освобождение. Между тем конкурирование институтов досрочного освобождения от наказания представляется разумным, так как в этом случае снижает зависимость осужденного от администрации колонии, поскольку известно, что, в случае, когда администрация колонии не поддерживает условно=? досрочное освобождение осужденного суд, как правило, принимает отрицательное решение.
5. Необходимо восстановить предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 5 УПК РСФСР институт помилования лиц, привлеченных к уголовной ответственности, приговор в отношении которых не вступил в законную силу, так как вступающим в действие с 1.06.02 УПК РФ не предусмотрено помилование лиц, приговор в отношении которых не вступил в законную силу.
Хотя помилование лиц, которые еще не были осуждены в 1990=? х годах в нашей стране не применялось, представляется, что у Президента должно быть право помилования тех лиц, которые находятся под предварительным или судебным следствием в случае наличия в отношении этих лиц исключительных обстоятельств. Такое право Президента РФ является особенно важным с учетом длительных сроков расследования дел и рассмотрения уголовных дел в судах.
6. Необходимо исключить из Порядка помилования норму о публикации списков лиц, которых Высшее должностное лицо Субъекта Федерации рекомендовало к помилованию, либо установить, что для такой публикации необходимо согласие осужденного.
В случае публикации таких списков часть осужденных не станут обращаться с ходатайством о помиловании в связи с тем, престарелые или тяжело больные родственники некоторых из них могут не знать об осуждении сына или внука, а публикация данных об их осужденном может негативно сказаться на их здоровье. Кроме того публикация списков рекомендованных к помилованию может привести к тому, что рекомендательное решение Главы Субъекта будет определяться не мотивами милосердия, а политической конъюнктурой.
7. Считать необходимым более активное информирование осужденных и администрацию учреждений уголовно=? исполнительной системы о порядке решения вопросов помилования.
8. Считать необходимым предоставить Главам Субъектов и соответствующим Комиссиям рассматривать ходатайства осужденных, отбывающих наказание за пределами Субъекта Федерации, однако осужденных на его территории.
Такая норма необходима с учетом того, что некоторые Субъекты РФ, включая Москву и Московскую область отправляют большую часть лиц, осужденных на их территории для отбытия наказания на территорию других Субъектов Федерации. Кроме того такой порядок увеличит шансы осужденных, негативное отношение к которым по месту отбытия наказания связано с тем, что они « не местные» на положительное решение вопросов помилования.
9. Необходимо, что Управление по вопросам помилования Администрации Президента РФ разработало Модельный Регламент Комиссий по вопросам помилования, включив в него раздел об этических требованиях к деятельности и поведению членов Комиссий по помилованию.
Разработка такого регламента ускорит начало работы Комиссий по вопросам помилования, позволит им избегнуть некоторых ошибок, а также использовать уже наработанный опыт.
10. Следует решить вопрос об оказании материальной помощи женщинам с детьми, которые будут в порядке помилования освобождены от наказания.
11. Рекомендовать членам Комиссий по помилованию лично встречаться с теми, кто обратился с ходатайством, чтобы более осмысленно принимать решение по ходатайству данного осужденного.
Такой порядок снизит риск принятия решения на основе формальных критериев без учета не подлежащих формализации данных о духовном потенциале личности ходатайствующего о помиловании.
12. Рекомендовать в крупных регионах, типа Красноярского края в состав Комиссий включать граждан, которые проживают по месту дисклокации отдаленных колоний.
Участие в работе Комиссий таких лиц позволит Комиссии получать дополнительную информацию о заявителях.
13. Предусмотреть извещение осужденного лица об отправке материалов об его помиловании Президенту РФ.
Информирование осужденного об отправке его ходатайства исключит наличие предположений и домыслов о том, что документы не отправлены.