будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 17, 2025
Страна

Губернаторы отращивают мини-вертикаль

После ареста мэра Волгограда Евгения Ищенко некоторые губернаторы выступили с призывом отменить всенародные выборы мэров и перейти к их назначению. Прямые выборы самих губернаторов были отменены в рамках укрепления «вертикали власти» после теракта в Беслане в сентябре 2004 года – сейчас главы регионов назначаются президентом с согласия местных парламентов.

Глава Псковской области Михаил Кузнецов, который в 90-е годы был бизнес-партнером Ищенко, напомнил, что в России мэры и губернаторы постоянно конфликтуют между собой, а это «крайне негативно отражается на эффективности работы всей системы власти». «Только при условии назначения губернатором мэра областного центра возможно, во-первых, обеспечить высокую степень ответственности властей на всех уровнях и, во-вторых, перестать сотрясать общественное мнение надуманными уголовными делами», – сказал Кузнецов.

С ним согласен губернатор Свердловской области Эдуард Россель. «Надо назначать мэров по типу губернаторов. Чтобы по представлению губернаторов их выбирали представительные органы. И начать нужно с мэров столичных городов», – передает слова губернатора Би-би-си.

По мнению губернатора, такая форма назначения мэров позволит заранее научить их тому, «с какой стороны к столу подходить и что такое бюджет».

Таким образом, губернаторы удивительно быстро подхватили высказанное вчера предположение о том, что криминально-политический скандал с волгоградским мэром может быть использован для того, чтобы вслед за отменой прямых губернаторских выборов отменить и выборы мэров.

Как писал ранее «Полит.ру», политическая составляющая скандала с Ищенко состоит как раз в том, что у него был очень напряженные отношения с волгоградским губернатором Николаем Максютой. В 2004 году Ищенко выдвигался на губернаторских выборах и, согласно опросам, имел все шансы победить. Однако он был снят с выборов из-за ошибки в его гражданском паспорте. Кроме того, Ищенко конфликтовал с «Единой Россией». 2 мая решением президиума политсовета Волгоградского регионального отделения «Единой России» Ищенко был исключен из партии. Это произошло после того как накануне Олег Керсанов (лидер местных единороссов) безуспешно пытался убедить мэра назначить выдвиженца от партии Сергея Клевцова первым и единственным вице-мэром города. Однако Ищенко расценил это как заговор с целью смещения его с должности.

Что касается криминальной части скандала, то ожидается, что сегодня Евгению Ищенко предъявят официальные обвинения. Также решится вопрос о его аресте. Накануне прокуратура возбудила уголовное дело по трем статьям – злоупотребление  служебным положением, превышение должностных полномочий и незаконное участие в предпринимательской деятельности. Евгения Ищенко обвиняют в лоббировании интересов коммерческой компании, которую он создал вместе с волгоградским банкиром. Этой компании принадлежала разветвленная сеть магазинов «Пятерочка». По данным следствия, под эти магазины мэрия незаконно выделяла участки в самых престижных местах города. Кроме того, прокуратура считает, что мэр имеет отношение к делу о хищении более 16 млн рублей руководством компании «Волгоградские коммунальные системы». Мэра задержали именно в рамках расследования дела о хищениях в сфере ЖКХ.

История с волгоградским мэром пополнила ряд громких задержаний крупных государственных чиновников. Так, на прошлой неделе был впервые арестован действующий глава региона – губернатор Ненецкого автономного округа Алексей Баринов, последний губернатор, избранный на свой пост всенародным голосованием. Его обвиняют в мошенничестве и хищениях на посту главы компании «Архангельскгеолдобыча» в 90-х годах.

Комментарий редакции

После предложения губернаторов Свердловской области Эдуарда Росселя и Псковской Михаила Кузнецова ввести прямое назначение мэров городов стало очевидным, что губернаторы постараются максимально выгодно для себя использовать ситуацию с арестом мэра Волгограда Евгением Ищенко. При этом стоит отметить, что неизвестно, был ли подобный замысел в волгоградском деле изначально. В любой публичной акции всегда есть масса заинтересованных сторон, и губернаторы лишь одна из них.

Однако сегодня, по логике управления в РФ, а точнее – по административной логике, губернаторам дело Ищенко крайне выгодно, поскольку предоставляет им возможность добиться построения своей мини-вертикали.

Вместе с тем конфликт между мэром и губернатором  был заложен изначально в структуру управления РФ. В течение 90-х годов и в меньшей степени в 2000-х конфликты были острыми и публичными, однако, как и любой конфликт такого уровня, имели весьма важную функцию сдержек и противовесов местного управления.

Очевидно, что предложение о назначаемости мэров не соответствует законам РФ и основным принципам самоуправления,  но вряд ли в данном случае юридический  аспект проблемы будет учитываться. Примером может служить введение системы назначений губернаторов. Основной вопрос заключается в том, какие новые проблемы последуют за предложением Росселя и Кузнецова.

Вне зависимости от того, смогут ли губернаторы добиться своего, тенденция развития системы административного управлении в РФ заключается в том, что в ближайшем будущем конфликты уже не будут решаться публичными и нежесткими способами, а наоборот – все больше будут приобретать силовой характер, причем не только с привлечением ФСБ и прокуратуры, но и, не исключено,  нелегальных силовых структур.

Одновременно с этим система управления стремительно обюрокрачивается и лишается последних сдержек и противовесов, а также публичных площадок для решения конфликтов.

При этом нельзя закрывать глаза и на объективную проблему качества управленческих  кадров на уровне города. Однако в сложных ситуациях у федерального центра всегда есть инструмент наемного сити-менеджера, который в экстренных случаях всегда может  решить проблему. Этот механизм, как и любой другой, обладает очевидными минусами, но понятен и прозрачен, поскольку рационален.

Таким образом, круг замыкается: желание создать строгую вертикаль власти привело к тому, что система возвращается к хаосу, царившему на местах в 1990-х годах.

См. также:

  • Лейбин. Административная реальность посадки
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).